Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" (далее - законопроект) разработан в целях наделения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общин правом безвозмездного пользования земельными участками, расположенными на территориях традиционного природопользования этих народов, и направлен на обеспечение учета интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) в области землепользования при осуществлении этими народами традиционного хозяйствования и занятии традиционными промыслами.
В настоящее время вопрос об условиях предоставления малочисленным народам земельных участков для ведения традиционных образа жизни и хозяйствования регулируется законодательными актами неоднозначно и неполно. В специальных законодательных актах установлено право малочисленных народов на безвозмездное пользование землей в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предусмотрено, что земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено, что малочисленные народы и объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, относящиеся к малочисленным народам, а также общины таких народов освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам малочисленных народов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов в аренду. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Земельные участки, занятые оленьими пастбищами и отгонными пастбищами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам на праве аренды или бессрочного пользования на срок не менее чем пять лет.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к малочисленным народам, и их общинам только для размещения зданий, сооружений, необходимых для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, на срок не более чем десять лет.
В иных случаях предусмотрено использование земель или земельных участков по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками, без предоставления прав на земельные участки.
Оптимальным вариантом устранения указанных противоречий может стать внесение изменений в земельное законодательство Российской Федерации с целью закрепления за малочисленными народами права на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания малочисленных народов.
В связи с изложенным вносится изменение в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации в части исключения ограничивающего фактора в отношении предоставления земельных участков в безвозмездное пользование только под здания и сооружения. Согласно законопроекту земельные участки из земель различных категорий могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к малочисленным народам, и их общинам в местах традиционного проживания малочисленных народов на срок не более чем сорок девять лет с правом пролонгации на новый срок по заявлениям указанных лиц или их общин. Внесение данного изменения закрепит за малочисленными народами право на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания малочисленных народов.
Законопроектом вносится изменение в статью 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в части использования земель или земельных участков по решению исполнительного Органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками, без предоставления прав на земельные участки.
Соответствующее изменение вносится в статью 3 Федерального закона 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которое предусматривает, что земельные участки, ранее предоставленные общинам малочисленных народов на праве постоянного пользования или постоянного (бессрочного) пользования, признаются предоставленными на праве безвозмездного срочного пользования до 1 января 2017 года.
Законопроектом предлагается статью 38 Лесного кодекса Российской Федерации дополнить частью 3.2, предусматривающей предоставление лесных участков для использования лесов лицами, относящимися к малочисленным народам, и их общинами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе северного оленеводства) в безвозмездное пользование в порядке, определенном Земельным кодексом Российской Федерации. Следует отметить, что на территории Республики Саха (Якутия) 78 процентов оленьих пастбищ расположены на землях лесного фонда, что составляет 63 млн. гектаров. Кроме того, 16 млн. гектаров занимают земельные участки общинно-родовых хозяйств. Всего на территории Российской Федерации оленьи пастбища составляют 335 млн. гектаров.
Законопроектом вносится изменение в статью 17 Федерального закона от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в части предоставления в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов земельных участков из земель различных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, общинам малочисленных народов в безвозмездное срочное пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Законопроектом также вносится изменение в статью 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в целях устранения противоречий с Земельным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" будет иметь положительное социально-экономическое значение, создаст условия для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.
Финансово-экономического обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.