Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 878551-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.Е. Карповым, Т.О. Алексеевой, П.С. Дорохиным, А.Б. Выборным, Е.А. Вторыгиной, В.Ф. Шрейдером, В.В. Гутеневым, Р.С. Ильясовым, А.П. Петровым, М.М. Бариевым, В.И. Афонским, Н.А. Шайденко, членом Совета Федерации А.П. Майоровым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 878551-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.Е. Карповым, Т.О. Алексеевой, П.С. Дорохиным, А.Б. Выборным и др., и отмечает следующее.
Законопроект направлен на актуализацию положений Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О ТПП") и на совершенствование общественных отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью торгово-промышленных палат.
В частности, законопроектом закрепляется новое определение торгово-промышленной палаты, под которой понимается негосударственная некоммерческая организация, создаваемая в организационно-правовой форме союза. Понятие также более полно раскрывает целевую и функциональную направленность деятельности торгово-промышленных палат.
В целях укрепления организационных начал в выстраивании системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации законопроектом предусматривается обязательное членство региональных торгово-промышленных палат и торгово-промышленных палат муниципальных образований в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, а торгово-промышленных палат муниципальных образований - в торгово-промышленной палате субъекта Российской Федерации, при этом, такое членство обязательно и возникает с момента государственной регистрации тпп в качестве юридического лица. При выходе из Торгово-промышленной палаты России, торгово-промышленные палаты утрачивают право осуществлять свою деятельность в качестве тпп.
Кроме этого, увеличивается минимальное количество учредителей, требуемое для образования торгово-промышленной палаты с 15 до 30 учредителей. Определяется высший орган тпп, которым является общее собрание ее членов, в более многочисленных (боле 100 членов) тпп - это представительный коллегиальный орган в форме съезда или конференции, а текущее руководство деятельностью торгово-промышленной палаты осуществляет избранный президент (председатель, директор т.п.).
Законопроектом предусматривается расширение прав и функций торгово-промышленных палат в экономической и внешнеторговой сферах, предоставляется больше полномочий по защите прав и представлению интересов организаций и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с органами власти, усиливается координирующая роль ТПП России в системе торгово-промышленных палат.
Комитет отмечает своевременность внесения законопроекта и поддерживает необходимость совершенствования общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением деятельности торгово-промышленных палат. Между тем, к законопроекту имеется ряд замечаний и предложений.
Так, подпунктами 1-2 пункта 2 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в п. 1 ст. 2 Закона РФ "О ТПП", определяя, что "законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов РФ и законов субъектов Российской Федерации". Одновременно предлагается установить, что "органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в пределах своей компетенции принимать законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам взаимодействия с торгово-промышленными палатами".
Обращаем внимание на то, что в случае установления правового регулирования общественных отношений на уровне законодательного акта, применение "иных нормативных правовых актов", обладающих более низким правовым приоритетом, неправомерно. Более того, в предлагаемой редакции предоставляется право издавать "иные нормативные правовые акты" исключительно органам государственной власти субъектов РФ, тогда как о подобном праве для органов власти федерального уровня не упоминается. Кроме этого, отсутствует понимание о том, посредством какого уровня законодательства РФ осуществляется правовое регулирование рассматриваемых отношений на уровне местного самоуправления.
В связи с этим, целесообразно данное положение изложить в следующей редакции: "Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.".
В части предложений законопроекта (п/п. 10 п. 12 ст. 1 проекта) в статью 12 Закона РФ "О ТПП" "Права торгово-промышленных палат" и в статью 15 Закона РФ "О ТПП" "Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации" (п/п 3-5 п. "3)" п. 15 проекта) можно отметить следующее.
П/п. 10 п. 12 ст. 1 проекта предусмотрено, что торгово-промышленные палаты имеют право "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выдавать документы, подтверждающие страну происхождения товаров (работ, услуг) для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следует иметь в виду, что в настоящее время в соответствии с Постановлениями Правительства РФ торгово-промышленные палаты уполномочены выдавать сертификаты о происхождении товаров с целью осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на отдельные виды товаров, в частности, на отдельные виды медицинских изделий и отдельные виды машиностроения.
В связи с этим данное предложение подлежит дополнительному обсуждению, поскольку его введение в Закон может привести к распространению таких полномочий ТПП не на отдельные, а на все виды товаров, впоследствии же может стать обязательным требованием для всех участников закупок и привести к увеличению нагрузки на участвующих в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд предпринимателей.
В разъяснениях Минэкономразвития России (письмо от 27.07.2015 г. N ОГ-Д28-10063) "О рассмотрении предложений по внесению изменений в отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44" говорится о том, что в соответствии с п. 9 приказа Минэка России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в документации о закупке рекомендуется устанавливать требование об указании (декларировании) участником конкурса _ страны происхождения поставляемого товара, а также о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе несет участник закупки.
Таким образом, положения указанного приказа Минэка России N 155 не устанавливают обязательного требования предоставления сертификата о происхождении товара. Форма указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара определяется самим участником, соответственно, указание (декларирование) участником страны происхождения товара может осуществляться как в форме предоставления сертификата о происхождении товара, так и любой другой форме.
П/п. 11 п. 12 статьи 1 законопроекта в части установления прав ТПП "в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводить независимые идентификационные экспертизы товаров и технологий" требует согласования со специальным законодательством об экспортном контроле.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля", принятым в развитие статьи 24 Федерального закона от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности. В случае выполнения соответствующих требований Федерального закона об экспортном контроле, ТПП вправе осуществлять данный вид деятельности без внесения каких-либо изменений в Закон РФ "О ТПП", поэтому данное предложение законопроекта представляется излишним.
Пунктом 2 из п. 12 статьи 1 законопроекта установлено, что "торгово-промышленные палаты могут выполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отдельные согласованные с ними функции, возложенные на торгово-промышленные палаты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления".
Данное предложение подлежит дополнительному рассмотрению в части выполнения каких функций идет речь.
Комитет подчеркивает, что законопроект призван способствовать укреплению экономических связей, росту отечественных достижений, поддержке отечественных производителей и снижению рисков предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагает проект федерального закона N 878551-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" поддержать с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.