Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1036398-6 "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны"
Досье на проект федерального закона
Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (далее - Союз) и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (далее - Соглашение), подписанное главами правительств государств-членов Союза, а также Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Христенко В.Б. в ходе заседания Евразийского межправительственного совета, состоявшегося 29 мая 2015 г. в пос. Бурабай (Республика Казахстан), разработано Единой переговорной делегацией в составе представителей Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и государств-членов Союза в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 19 декабря 2012 г. N 27 "О начале проведения переговоров с Социалистической Республикой Вьетнам по заключению Соглашения о зоне свободной торговли".
Соглашение подготовлено на основе директив на проведение переговоров с Социалистической Республикой Вьетнам, утвержденных Решением Совета ЕЭК от 30 января 2013 г. N 3. Указанным решением руководителем переговорной делегации был назначен член Коллегии ЕЭК (Министр) по торговле Слепнев А.А.
Соглашение направлено на создание зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Вьетнамом, - с другой. Соглашение будет способствовать не только росту взаимного товарооборота и укреплению торгово-экономических связей между его участниками, но также позволит решить задачу подключения Союза к динамично развивающимся интеграционным процессам на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.
Соглашением предусмотрены условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами - членами Союза и Вьетнамом. Так, в соответствии с Графиком снижения и обнуления ввозных таможенных пошлин сторонами Соглашения (Приложение N 1 к Соглашению) будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (сразу после вступления Соглашения в силу или через переходные периоды) на большинство товарных позиций. При этом стороны Соглашения сохранят тарифную защиту в размере ставки режима наибольшего благоприятствования на ряд наиболее чувствительных товарных позиций.
Вопросы применения экспортных пошлин во взаимной торговле государствами-членами Союза и Вьетнамом Соглашением не регулируются.
Соглашением предусмотрены дополнительные правила, касающиеся санитарного и фитосанитарного регулирования, технического регулирования, таможенного администрирования, применения защитных мер, критериев определения достаточной переработки (обработки) товаров.
При этом Соглашение содержит ряд положений, выходящих за рамки правил Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с тем, что Союз и некоторые его государства-члены не являются членами ВТО, ряд обязательств в Соглашении отличен от обязательств перед ВТО.
Проблема конфликта между нормами Соглашения и Марракешского соглашения об учреждении ВТО с учетом принятых Российской Федерацией и Вьетнамом обязательств в рамках ВТО урегулирована Протоколом N 2 к Соглашению, подписанным главами правительств России и Вьетнама в рамках заседания Евразийского межправительственного совета 29 мая 2015 г. Протокол N 2 открыт для присоединения любого государства-члена Союза, являющегося одновременно участником Соглашения и членом ВТО.
Согласно Решению Совета ЕЭК от 31 января 2014 г. N 8 переговоры по главе Соглашения, связанной с торговлей услугами, учреждением, деятельностью и осуществлением капиталовложений, проводились экспертами российской и вьетнамской сторон в двустороннем формате, в соответствии с директивами, утвержденными Правительством Российской Федерации 25 ноября 2013 г. N 7046п-П2. Указанная глава является частью Соглашения и применяется только в отношениях между Россией и Вьетнамом.
Положениями указанной главы предусмотрены условия либерализации торговли услугами и учреждения компаний, осуществляемыми российскими и вьетнамскими лицами, гарантии для предсказуемости осуществления такой деятельности, закрепленные, в частности, положениями об условиях доступа на рынок, предоставлении национального режима, правилах внутреннего регулирования. Инвесторам России и Вьетнама в соответствии с Соглашением предоставлены гарантии от экспроприации их инвестиций и возможность защищать свои права в рамках международного арбитража.
Соглашение и протоколы N 1 и N 2 для их вступления в силу в Российской Федерации подлежат ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержат иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные в статье 109 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части, касающейся установления правил происхождения товаров в целях предоставления тарифных преференций при ввозе товаров на территорию государств-участников Соглашения (глава 4 Соглашения).
Кроме того, глава 8 Соглашения в части норм, регулирующих осуществление капиталовложений, отличается от российского типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Для обеспечения более полной защиты уже осуществленных капиталовложений действие Соглашения распространяется на капиталовложения, осуществленные инвесторами не после его вступления в силу, как это предусмотрено в типовом соглашении, а с 19 июня 1981 г. Одновременно в целях исключения возможности оспаривания принятых ранее решений об экспроприации капиталовложений или судебных решений и возникновения дополнительных, в том числе финансовых обязательств, установлено, что Соглашение не применяется к спорам, касающимся капиталовложений и возникшим до его вступления в силу.
Уточнение перечней обязательств России и Вьетнама по торговле услугами, учреждению и деятельности компаний, а также перемещению физических лиц, указанных в развитие положений главы 8 Соглашения, содержащей иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, осуществлено в Протоколе N 1 к Соглашению, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
Протокол N 2, устанавливая приоритет обязательств России и Вьетнама в рамках ВТО над нормами Соглашения и создавая, таким образом, правовую определенность, как для этих сторон Соглашения, так и для их хозяйствующих субъектов, одновременно интерпретирует ряд положений Соглашения, содержащих иные правила, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении на ратификацию Соглашения и протоколов N 1 и N 2 к Соглашению, проект федерального закона о ратификации Соглашения и протоколы N 1 и N 2 соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Ратификация Соглашения и протоколов N 1 и N 2 к Соглашению не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны"
Реализация Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.