Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1039273-6 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которые предполагают освобождение от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры.
В настоящее время в Российской Федерации объем твёрдых бытовых отходов и приравненных к ним отходов нежилого сектора в расчёте на одного человека составляет от 230 до 280 кг/год. ("Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", разработаны институтом экономики ЖКХ от 2003-01-01, 01.10.2008). Процент содержания макулатуры в твёрдых бытовых отходах и приравненных к ним отходах нежилого сектора в среднем составляет около 40%.
Таким образом, в расчёте на одного человека в Российской Федерации образуется около 14 кг макулатуры в год или около 2 100 000 тонн ежегодно в расчете на все население Российской Федерации. Из них лишь около 21 000 тонн повторно используется (около 1%), тогда как 2 179 000 тонн вывозится на захоронение. Вместе с тем, аналогичный показатель для стран с развитой системой повторного использования макулатуры достигает 70%.
Сравнительно низкий уровень заготовки макулатуры в России объясняется слабой вовлеченностью населения в этот процесс, в том числе, отсутствием практики раздельного сбора мусора. По экспертным оценкам, в настоящее время через приемные пункты для физических лиц заготавливается всего 1-3% макулатуры от общего объема сбора, тогда как их потенциал в этом процессе оценивается в 15-20%. В то же время, в Западной Европе на жилой сектор приходится около 38% всей собираемой макулатуры.
Одной из ключевых задач повышения доли повторного использования макулатуры и, соответственно, уменьшения количества твердых бытовых отходов, должно явиться увеличение собираемости макулатуры, в том числе за счет её самостоятельной заготовки и сдачи физическими лицами.
Принимая от населения макулатуру, организация выплачивает физическим лицам денежные суммы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются доходами у физического лица, облагаемыми НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).
Однако на практике налоговые поступления в бюджет от взимания НДФЛ с реализации макулатуры отсутствуют.
Основная часть физических лиц, занимающихся заготовкой макулатуры, не декларируют свои доходы по причине:
- недостаточной осведомленности о своих обязанностях по самостоятельной уплате НДФЛ;
- сложности заполнения декларации 3-НДФЛ;
- отсутствия у налоговых органов сведений о полученных физическим лицом доходах.
Но даже если физические лица и задекларируют свои доходы от реализации макулатуры, уплата налога ими все равно производиться не будет, поскольку они используют имущественный налоговый вычет при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, предусмотренный п.п. 1 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ.
При средней цене макулатуры 4 руб. за 1 кг для превышения максимальной суммы налогового вычета в 250 000 рублей налогоплательщику необходимо заготовить 62 500 кг макулатуры в год, что при объеме образования макулатуры 14 кг на человека в год представляется не реальным.
Подобное положение приводит к необоснованным затратам, связанным избыточным администрированием налоговыми органами собираемости НДФЛ с доходов от реализации макулатуры.
Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с отходами может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.
В 2012 году было образовано 5 млрд. тонн отходов, что на 14% выше показателя предыдущего года. Из общего объема образуемых отходов, ежегодно в России образуется порядка 60 млн. тонн твердых бытовых отходах (ТБО), из них от жизнедеятельности населения - порядка 50 млн. тонн, и 10 млн. тонн от предприятий. При этом ежегодно их количество увеличивается на 3-4%. Практически весь указанный объем ТБО в дальнейшем размещается на полигонах и свалках, а вместе с ним и ценные для перерабатывающих предприятий вторичные ресурсы, и только 4-5% указанного объема вовлекаются в переработку.
Показатель восстановления бумажных отходов - отношение объема переработанной макулатуры к общему объему потребления картонно-бумажной продукции - во всем мире является показателем цивилизованности страны. 1 тонна макулатуры сохраняет 13 деревьев, 2,5 барреля нефти, 31 780 литров воды и на 4 куб. м уменьшает объем мусора на свалках. Только по официальным данным, под хранение всех видов отходов в России отчуждено более 2 млн гектаров земли, при этом большинство полигонов исчерпало объем вместимости, а оставшиеся близки к заполнению. А сколько существует нелегальных стихийных свалок - неизвестно никому.
В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации" необходимость в создании эффективной системы сбора вторичного сырья, в частности бумажных отходов, существенно возрастает. Так, в соответствии с положениями статей 24.2 - 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормативы утилизации отходов в первую очередь устанавливаются для отходов, являющихся ценным вторичным сырьем. Более того, с 2017 года введен запрет на захоронение полезных компонентов (вторичного сырья) на полигонах. В этой связи, в целях обеспечения реализации указанных положений необходимо заранее создать эффективную систему сбора этих компонентов.
Отмена НДФЛ имеет существенное социальное значение. В настоящее время в стране система раздельного сбора отходов в жилом секторе, позволяющая извлечь из потока отходов ценный компонент - макулатуру, не развита. Мусоросортировочные комплексы не могут являться источником макулатуры в связи с трудностью ее извлечения и общей загрязненностью отходов. В этой связи наиболее эффективным способом поступления макулатуры является участие граждан в системе сбора. Такой сбор может осуществляться в приемных пунктах, на специализированных заготовительных площадках, в магазинах и т.д. При этом, сбор макулатуры следует рассматривать в качестве дополнительного заработка для малообеспеченных слоев населения. Однако в настоящее время возможность вовлечения граждан в такую систему сбора ограничивает наличие вышеуказанных регуляторных барьеров, в частности необходимость уплаты НДФЛ при реализации макулатуры.
Также это ведет к ограничениям в экологическом образовании и просвещении, в частности в деятельности школьных учреждений по вовлечению школьников к сбору макулатуры. Такая деятельность носит активный воспитательный характер, приобщает детей и подростков к практическим действиям по сохранению природных ресурсов. Однако в связи с вышеуказанными требованиями налогового законодательства РФ требуется уплатить НДС (в случае заключения договора со школой) или НДФЛ (с представителем школы) с дальнейшей подачей необходимых сведений в налоговые органы. Это понуждает участников процесса сбора искать другие пути сдачи макулатуры, что в конечном итоге также не приводит к эффективному налоговому администрированию.
Таким образом, отмена НДФЛ позволит устранить существующие административные барьеры для вовлечения заинтересованных граждан в процесс сбора макулатуры.
Макулатура используется в производственных целях в качестве сырья. Конечными покупателями (потребителями) макулатуры являются организации-производители готовой продукции: различных видов картона, писчей и типографской бумаги, санитарно-гигиенической бумаги, кровельных, изоляционных и других современных строительных материалов, и т.д. В настоящее время по причине нехватки сырья (макулатуры) были вынуждены приостановить работу несколько крупнейших перерабатывающих предприятий. Острый дефицит макулатуры не позволяет им полностью задействовать свои производственные возможности, вследствие чего, значительно сократился выпуск готовой продукции, и организации-производители терпят огромные убытки. Сложившаяся ситуация грозит ростом социальной напряженности, вызванной вынужденными простоями, сокращениями трудовых коллективов и закрытием предприятий.
Таким образом, предлагаемое законопроектом освобождение физических лиц от уплаты НДФЛ с доходов, полученных от реализации заготовленной ими макулатуры, не только не повлечёт сокращения доходов федерального бюджета, но и позволит:
- уменьшить количество твердых бытовых отходов и значительно сократить бюджетные расходы на их захоронение;
- существенно повысить собираемость макулатуры, не прибегая к дополнительным расходам бюджетов всех уровней;
- преодолеть дефицит на макулатурном рынке и обеспечить необходимым объемом сырья растущую потребность промышленных предприятий;
- усилит инвестиционную привлекательность отрасли переработки макулатуры за счет ее большей прозрачности;
- повысит собираемость налогов в российский бюджет за счёт увеличения объёмов реализуемой продукции, полученной в результате повторной переработки макулатуры и увеличения количества добросовестных, законопослушных компаний;
- снизить существующие затраты на налоговое администрирование в связи с взиманием НДФЛ;
- снизить потребление древесины в процессе производства бумажных изделий, что окажет комплексное благоприятное воздействие на экологическую ситуацию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" включает в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, доходы от реализации заготовленной физическими лицами макулатуры.
Предлагаемые изменения не только не приведут к снижению бюджетных доходов, но и позволят сократить бюджетные расходы.
В настоящее время в Российской Федерации объем твёрдых бытовых отходов и приравненных к ним отходов нежилого сектора в расчёте на одного человека составляет от 230 до 280 кг/год. ("Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", разработаны институтом экономики ЖКХ от 2003-01-01, 01.10.2008) Процент содержания макулатуры в твёрдых бытовых отходах и приравненных к ним отходах нежилого сектора в среднем составляет около 40%.
Таким образом, в расчёте на одного человека в Российской Федерации образуется около 14 кг макулатуры в год или около 2 100 000 тонн ежегодно в расчете на все население Российской Федерации. Из них лишь около 21 000 тонн повторно используется (около 1%), тогда как 2 179 000 тонн вывозится на захоронение. Вместе с тем, аналогичный показатель для стран с развитой системой повторного использования макулатуры достигает 70%.
Сравнительно низкий уровень заготовки макулатуры в России объясняется слабой вовлеченностью населения в этот процесс, в том числе, отсутствием практики раздельного сбора мусора. По экспертным оценкам, в настоящее время через приемные пункты для физических лиц заготавливается всего 1-3% макулатуры от общего объема сбора, тогда как их потенциал в этом процессе оценивается в 15-20%. В то же время, в Западной Европе на жилой сектор приходится около 38% всей собираемой макулатуры.
Одной из ключевых задач повышения доли повторного использования макулатуры и, соответственно, уменьшения количества твердых бытовых отходов, должно явиться увеличение собираемости макулатуры, в том числе за счет её самостоятельной заготовки и сдачи физическими лицами.
Принимая от населения макулатуру, организация выплачивает физическим лицам денежные суммы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются доходами у физического лица, облагаемыми НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).
Однако на практике налоговые поступления в бюджет от взимания НДФЛ с реализации макулатуры отсутствуют.
Основная часть физических лиц, занимающихся заготовкой макулатуры, не декларируют свои доходы по причине:
- недостаточной осведомленности о своих обязанностях по самостоятельной уплате НДФЛ;
- сложности заполнения декларации 3-НДФЛ;
- отсутствия у налоговых органов сведений о полученных физическим лицом доходах.
Но даже если физические лица и задекларируют свои доходы от реализации макулатуры, уплата налога ими все равно производиться не будет, поскольку они используют имущественный налоговый вычет при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, предусмотренный п.п. 1 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ.
При средней цене макулатуры 4 руб. за 1 кг для превышения максимальной суммы налогового вычета в 250 000 рублей налогоплательщику необходимо заготовить 62 500 кг макулатуры в год, что при объеме образования макулатуры 14 кг на человека в год представляется не реальным.
Подобное положение приводит к необоснованным затратам, связанным избыточным администрированием налоговыми органами собираемости НДФЛ с доходов от реализации макулатуры.
Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с отходами может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.
В 2012 году было образовано 5 млрд. тонн отходов, что на 14% выше показателя предыдущего года. Из общего объема образуемых отходов, ежегодно в России образуется порядка 60 млн. тонн твердых бытовых отходах (ТБО), из них от жизнедеятельности населения - порядка 50 млн. тонн, и 10 млн. тонн от предприятий. При этом ежегодно их количество увеличивается на 3-4%. Практически весь указанный объем ТБО в дальнейшем размещается на полигонах и свалках, а вместе с ним и ценные для перерабатывающих предприятий вторичные ресурсы, и только 4-5% указанного объема вовлекаются в переработку.
Показатель восстановления бумажных отходов - отношение объема переработанной макулатуры к общему объему потребления картонно-бумажной продукции - во всем мире является показателем цивилизованности страны. 1 тонна макулатуры сохраняет 13 деревьев, 2,5 барреля нефти, 31 780 литров воды и на 4 куб. м уменьшает объем мусора на свалках. Только по официальным данным, под хранение всех видов отходов в России отчуждено более 2 млн гектаров земли, при этом большинство полигонов исчерпало объем вместимости, а оставшиеся близки к заполнению. А сколько существует нелегальных стихийных свалок - неизвестно никому!
В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации" необходимость в создании эффективной системы сбора вторичного сырья, в частности бумажных отходов, существенно возрастает. Так, в соответствии с положениями статей 24.2 - 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормативы утилизации отходов в первую очередь устанавливаются для отходов, являющихся ценным вторичным сырьем. Более того, с 2017 года введен запрет на захоронение полезных компонентов (вторичного сырья) на полигонах. В этой связи, в целях обеспечения реализации указанных положений необходимо заранее создать эффективную систему сбора этих компонентов.
Отмена НДФЛ имеет существенное социальное значение. В настоящее время в стране система раздельного сбора отходов в жилом секторе, позволяющая извлечь из потока отходов ценный компонент - макулатуру, не развита. Мусоросортировочные комплексы не могут являться источником макулатуры в связи с трудностью ее извлечения и общей загрязненностью отходов. В этой связи наиболее эффективным способом поступления макулатуры является участие граждан в системе сбора. Такой сбор может осуществляться в приемных пунктах, на специализированных заготовительных площадках, в магазинах и т.д. При этом, сбор макулатуры следует рассматривать в качестве дополнительного заработка для малообеспеченных слоев населения. Однако в настоящее время возможность вовлечения граждан в такую систему сбора ограничивает наличие вышеуказанных регуляторных барьеров, в частности необходимость уплаты НДФЛ при реализации макулатуры.
Также это ведет к ограничениям в экологическом образовании и просвещении, в частности в деятельности школьных учреждений по вовлечению школьников к сбору макулатуры. Такая деятельность носит активный воспитательный характер, приобщает детей и подростков к практическим действиям по сохранению природных ресурсов. Однако в связи с вышеуказанными требованиями налогового законодательства РФ требуется уплатить НДС (в случае заключения договора со школой) или НДФЛ (с представителем школы) с дальнейшей подачей необходимых сведений в налоговые органы. Это понуждает участников процесса сбора искать другие пути сдачи макулатуры, что в конечном итоге также не приводит к эффективному налоговому администрированию.
Таким образом, отмена НДФЛ позволит устранить существующие административные барьеры для вовлечения заинтересованных граждан в процесс сбора макулатуры.
Макулатура используется в производственных целях в качестве сырья. Конечными покупателями (потребителями) макулатуры являются организации-производители готовой продукции: различных видов картона, писчей и типографской бумаги, санитарно-гигиенической бумаги, кровельных, изоляционных и других современных строительных материалов, и т.д. В настоящее время по причине нехватки сырья (макулатуры) были вынуждены приостановить работу несколько крупнейших перерабатывающих предприятий. Острый дефицит макулатуры не позволяет им полностью задействовать свои производственные возможности,вследствие чего, значительно сократился выпуск готовой продукции, и организации-производители терпят огромные убытки. Сложившаяся ситуация грозит ростом социальной напряженности, вызванной вынужденными простоями, сокращениями трудовых коллективов и закрытием предприятий.
Таким образом, предлагаемое законопроектом освобождение физических лиц от уплаты НДФЛ с доходов, полученных от реализации заготовленной ими макулатуры, не только не повлечёт сокращения доходов федерального бюджета, но и позволит:
- уменьшить количество твердых бытовых отходов и значительно сократить бюджетные расходы на их захоронение;
- существенно повысить собираемость макулатуры, не прибегая к дополнительным расходам бюджетов всех уровней;
- преодолеть дефицит на макулатурном рынке и обеспечить необходимым объемом сырья растущую потребность промышленных предприятий;
- усилит инвестиционную привлекательность отрасли переработки макулатуры за счет ее большей прозрачности;
- повысит собираемость налогов в российский бюджет за счёт увеличения объёмов реализуемой продукции, полученной в результате повторной переработки макулатуры и увеличения количества добросовестных, законопослушных компаний;
- снизить существующие затраты на налоговое администрирование в связи с взиманием НДФЛ;
- снизить потребление древесины в процессе производства бумажных изделий, что окажет комплексное благоприятное воздействие на экологическую ситуацию.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.