Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994г." (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 июля 2012 года.
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Протокол) подписан в городе Женеве 16 декабря 2011 года.
В соответствии с Протоколом Российская Федерация выражает согласие на обязательность Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, приобретает полноценное членство во Всемирной торговой организации (в настоящее время членами ВТО являются 154 государства и Европейский Союз) и принимает обязательства, предусмотренные: многосторонними торговыми соглашениями, которые являются неотъемлемой частью Марракешского соглашения об учреждении ВТО и имеют обязательную силу для всех государств-членов этой международной организации; параграфом 1450 Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО от 17 ноября 2011 года; Перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года; Перечнем специфических обязательств, прилагаемым к Генеральному соглашению по торговле услугами 1994 года.
Следует отметить, что помимо общих для всех стран - членов ВТО обязательных условий Многосторонних торговых соглашений, Протокол также обязывает нового члена ВТО соблюдать специфические обязательства, согласованные в результате переговоров о присоединении государства к ВТО с членами этой организации (переговоры велись в рамках специально созданной Рабочей группы по присоединению с 61 страной-членом, включая Европейский Союз).
Перечень уступок и обязательств по товарам, являющийся частью специфических обязательств России, охватывает более 11,5 тыс. тарифных линий, консолидирует результаты двусторонних (с 57 членами ВТО) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, включая обязательства по: импортным пошлинам, экспортным пошлинам, тарифным квотам на ввозимые и вывозимые товары, объемам поддержки сельского хозяйства, экспортным субсидиям в сельском хозяйстве.
В части обязательств по услугам Протокол предусматривает обязательства России по допуску иностранных поставщиков в 117 секторов, из них полностью открыт доступ только в 15 (оптовая и розничная торговля, франчайзинговые услуги). В 39 секторах услуг, таких как трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, добыча и переработка сырья, большинство медицинских услуг, Россия не связывает себя обязательствами, они могут быть закрыты для иностранных компаний, если это будет необходимо для инвестиционного климата и требований конкуренции.
Наряду с Протоколом о присоединении и упомянутыми Перечнями особое значение для понимания обязательств России перед ВТО имеет Доклад Рабочей группы по присоединению, в котором описываются торговый режим России и Таможенного союза и обязательства российской стороны, обеспечивающие соответствие российского торгового режима правилам ВТО.
Необходимо отметить, что, присоединяясь к ВТО, Российская Федерация получает дополнительные возможности для легитимного выхода в международное правовое и экономическое пространство и одновременно - доступ к средствам международно-правовой защиты, гарантируемой правом ВТО, таким как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров и услуг, защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов, свобода транзита, а также гарантии против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры.
По мнению Комитета Совета Федерации по международным делам, присоединение России к ВТО является эффективным инструментом ее дальнейшей интеграции в мировую экономику, что позволит на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим выгоды.
Реализация Протокола повлечет необходимость уплаты единовременного взноса в размере 175-200 тысяч швейцарских франков, 1750,0 тысяч швейцарских франков на уплату ежегодного взноса за второе полугодие 2012 года и 29145 швейцарских франков в качестве взноса наблюдателя ВТО.
Протокол подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку, обязательства, принимаемые Российской Федерацией по Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации и многосторонним торговым соглашениям, содержат положения иные, чем предусмотренные российским законодательством (привилегии и иммунитеты ВТО и её должностных лиц, применение режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров и услуг), а также предусматривают обязательность для Российской Федерации решений, принимаемых органами ВТО.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994г.".
Председатель Комитета |
М.В. Маргелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.