Досье на проект федерального закона
Одним из оснований ликвидации юридического лица в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, является признание его несостоятельным (банкротом). Аналогичная норма предусмотрена в пункте 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Перечень юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными, является исчерпывающим. Исключений для таких организационно-правовых форм юридических лиц, как товарищества собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, не предусмотрено. В основе несостоятельности названных юридических лиц на практике чаще всего лежит неисполнение отдельными собственниками жилых и нежилых помещений обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги, а также действия правления или председателя правления товарищества, кооператива, допускающие нарушение законодательства и договорных обязательств. В действующем законодательстве отсутствуют механизмы реализации конкурсного производства в отношении товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, что влечет нарушение прав собственников, как правило, имеющих место при включении имущества должника (товарищества собственников жилья, жилищного и жилищно-строительного кооператива) в конкурсную массу. Зачастую взыскание обращается на объекты общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащие на праве общей долевой собственности, а не товариществу собственников жилья.
Проведение процедуры банкротства предусматривает наличие конкурсной массы, однако, учитывая отсутствие имущественного капитала товарищества собственников жилья, реализация данной процедуры затруднена.
В части вопроса о применении статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в контексте части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящее время административная ответственность, предусмотренная ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется к тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления (управляющим организациям) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". В то же время управление общим имуществом собственников многоквартирных домов посредством товарищества собственников жилья также являются одним из способов управления, при котором не исключается необходимость предоставления указанной в обращении информации собственникам жилых и нежилых помещений и при нарушении данной обязанности требует применения соответствующих мер ответственности, предусмотренных законодательством.
На решение поставленных проблем направлен настоящий законопроект "О внесении изменений в статьи 61 и 65 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 65 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 65 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 65 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 65 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.