Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Проект федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", в части вопросов таможенного, налогового и бюджетного законодательства, Комитет отмечает следующее.
1. Проектом федерального закона предусматривается ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Протокол), который был подписан в Женеве 16 декабря 2011 г.
Из Протокола о присоединении следует, что присоединяющееся государство становится членом ВТО и принимает на себя обязательства, установленные Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (далее - Соглашение о ВТО), включая все изменения и дополнения к нему, которые были приняты членами ВТО и вступили в силу на дату вступления в силу Протокола.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Статьи 2 Соглашения о ВТО, соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в Приложения 1, 2 и 3 к Соглашению о ВТО (в дальнейшем именуемые "Многосторонние торговые соглашения"), являются неотъемлемыми частями данного соглашения и обязательны для всех членов ВТО.
Основные правила и принципы в части вопросов таможенно-тарифного регулирования установлены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ 1994) и в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), являющихся составной частью Многосторонних торговых соглашений.
Статья XXIV ГАТТ 1994 прямо указывает, что правительство каждой страны-члена ВТО обязано обеспечить выполнение взятых на себя обязательств и условий названных выше соглашений не только федеральными, но и всеми региональными властями страны, муниципальными и другими подразделениями местных властей. Это положение распространяется на всю правовую систему каждой страны - члена ВТО.
Таким образом, Российская Федерация обязана принять и воплотить в национальном законодательстве все правовые нормы, содержащиеся в указанных выше Многосторонних торговых соглашениях.
2. В настоящее время законодательная база России в сфере таможенного регулирования в целом соответствует требованиям ВТО.
В ходе переговорного процесса основные требования по гармонизации российского таможенного законодательства с международными нормами выдвигались в части норм и принципов:
- определения таможенной стоимости товаров,
- установления таможенных сборов,
- защиты прав интеллектуальной собственности товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В процессе присоединения Российской Федерацией была проведена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Поэтому имплементация зафиксированных в Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО (далее - Доклад Рабочей группы) обязательств не потребует внесения концептуальных изменений в российское законодательство о таможенном деле.
Законодательство в части вопросов определения таможенной стоимости ввозимых товаров основано на нормах и принципах статьи VII ГАТТ 1994.
В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а именно главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза (в Российской Федерации применяется с 1 июля 2010 года) вопросы определения таможенной стоимости товаров урегулированы соответственно статьями 65 - 68 данного кодекса и Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.
Защита прав интеллектуальной собственности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, регулируется таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, базирующихся на принципах Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, а также в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством государств - членов Таможенного союза.
29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Статьей 308 данного Закона установлен порядок, которым полностью урегулированы вопросы приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, переговорные обязательства в этой части Россией выполнены.
Также в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле соблюден принцип, установленный статьей VIII ГАТТ 1994, что ставка таможенных сборов должна быть ограничена по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг. При этом таможенные сборы не должны взиматься в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов.
В соответствии с § 382 Доклада Рабочей группы, Российской Федерацией были приняты обязательства по установлению максимального уровня величины сборов за таможенное оформление в размере 30 000 рублей .
В настоящее время данное обязательство выполнено Российской Федерацией определением соответствующего предельного размера сборов за таможенное оформление в Постановлении Правительства РФ от 20.07.2011 N 595 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции". Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 347 предусмотрено существенное снижение ставок таможенных сборов за таможенные операции в отношении вывозимых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами (до 1000 рублей), а также при подаче временной таможенной декларации в отношении товаров, к которым применяется периодическое временное декларирование ( до 5000 рублей).
3. Как отмечалось выше, Протокол, содержащий обязательства, указанные в параграфе 1450 Доклада Рабочей группы, является неотъемлемой частью Соглашения о ВТО.
В частности, указанный параграф Доклада Рабочей группы в части вопросов налогового законодательства содержит указание на параграфы 417 и 424, содержащие обязательства Российской Федерации в отношении порядка взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В частности, пунктом 417 Доклада Рабочей группы предусмотрена отмена с даты присоединения Российской Федерации к ВТО льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 20 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с действующей редакцией подпункта 20 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, установлена льгота в виде освобождения от налогообложения НДС реализации продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
Следовательно, для реализации параграфа 417 Доклада Рабочей группы, будет необходимо внесение отменяющего эту льготу изменения в главу 21 части второй Налогового кодекса.
Следует отметить, что отмена данной льготы не отразится на малых и средних сельхозтоваропроизводителях, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, применяющих систему налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения, поскольку такие сельхозтоваропроизводители не признаются плательщиками НДС.
Пункт 424 Доклада Рабочей группы содержит обязательство Российской Федерации в части взимания внутренних налогов и предоставления освобождения от них (включая НДС, акцизы и другие налоги) недискриминационным образом, а также взимания НДС с оборудования для использования в космосе на основе режима наибольшего благоприятствования в соответствии со статьями I и III ГАТТ 1994, в частности, взимания НДС с оборудования для использования в космосе на основе режима наибольшего благоприятствования.
При этом, пунктами 1 и 2 статьи III ГАТТ 1994 предусмотрено, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства. Товары, происходящие с территории какой-либо Договаривающейся Стороны и ввозимые на территорию другой Договаривающейся Стороны, не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения.
В связи с этим отмечается, что согласно действующим положениям статьи 164 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности применяется нулевая ставка НДС. Данная норма применяется, в том числе, в отношении космической техники, космических объектов, объектов космической инфраструктуры (в том числе военного и двойного назначения).
Что касается ввозимого на территорию Российской Федерации космического оборудования, то в его отношении предусмотрено освобождение от налогообложения НДС в случае перемещения этого оборудования в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
Таким образом, российское законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих льготный режим налогообложения в отношении космического оборудования в зависимости от страны его происхождения, что свидетельствует об отсутствии дискриминации в порядке взимания НДС с указанного оборудования.
4. Специфические обязательства.
Помимо общих для всех стран-членов ВТО обязательных условий Многосторонних торговых соглашений, Протокол также обязывает нового члена ВТО соблюдать специфические обязательства, согласованные в результате переговоров о присоединении государства к ВТО с членами этой организации.
Перечень уступок и обязательств по товарам, являющийся частью специфических обязательств России, охватывает более 11,5 тыс. тарифных линий, консолидирует результаты двусторонних (с 57 членами ВТО) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, включая обязательства по:
- импортным пошлинам;
- экспортным пошлинам;
- тарифным квотам, на ввозимые и вывозимые товары;
- объемам поддержки сельского хозяйства;
- экспортным субсидиям в сельском хозяйстве.
4.1. В части специфических обязательств по вопросам таможенно-тарифного регулирования в Приложении I к Протоколу представлен Перечень уступок и обязательств России по товарам (далее - Перечень), оформленный на базе товарной номенклатуры, применяемой на момент завершения работы Рабочей группы по присоединению России к ВТО, то есть на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 2007 года (ГС 2007). По импортным пошлинам Перечень охватывает 11682 тарифных линии.
По каждой тарифной линии Перечня фиксируются начальный и конечный уровни связывания (предельные уровни ставок) и переходный период, в течение которого осуществляется переход от начального к конечному уровню.
На момент присоединения России к ВТО более чем по 90% тарифных линий Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ) ставки ввозных таможенных пошлин не снижаются:
- на наиболее важные виды производимой в России сельхозпродукции (молочная группа, мясная группа, зерно, масличные семена и плоды, жиры и масла животного и растительного происхождения, сахар и кондитерские изделия из сахара, готовые продукты из зерна хлебных злаков, мучные кондитерские изделия и др.);
- на промышленные товары - гормоны, простагландины (инсулин, стероиды), органические соединения, антибиотики, фото и кинотовары (фотопленка) шерсть, пряжа, специальные ткани, некоторые виды обуви, реакторы, котельное оборудование, турбины, двигатели внутреннего сгорания, турбореактивные и турбовинтовые двигатели, электродвигатели, различные виды машин и оборудования (группа 84) и др.
Вместе с тем, по некоторым чувствительным товарным позициям с момента присоединения ставки должны быть понижены до начальных уровней связывания.
Это, прежде всего, касается сухого молока и сливок (с 25% до 20%), автомобилей, некоторых видов бумаги и картона (с 15% до 5%), риса (с 0,12 евро/кг до 15%, но не менее 0,045 евро/кг), живых свиней (с 40% до 5%), зерноуборочных комбайнов (с 15% до 5%), некоторых видов одежды и обуви (с 10%, но не менее 4 евро/кг до 20%, но не менее 2,5 евро/кг), холодильников (с 20%, но не менее 0,24 евро/л до 20% и в дальнейшем до 10-12%) и др.
Неизменной остается запретительная пошлина на спирт, на старые (старше 7 лет) легковые автомобили (1,4 - 3,2 евро/см3), грузовые автомобили (1 евро за 1 см3 объема двигателя), автобусы (15-25%, либо 3 евро за 1 см3 объема двигателя).
4.2. С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте охлажденного и мороженого мяса крупного рогатого скота (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202), свинины (код ТН ВЭД ТС 0203) и мяса птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) с сохранением отдельных страновых квот по мясу крупного рогатого скота (далее - КРС) и мясу птицы.
Срок окончания режима тарифного квотирования при импорте мяса КРС и мяса птицы - не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019г.
В случае отмены квот Россия должна будет установить обычную ввозную пошлину на мясо КРС (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202) на уровне не выше 27,5%, на мясо птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) на уровне не выше 37,5%, на свинину (код ТН ВЭД ТС 0203) на уровне не выше 25%.
Высококачественная говядина (коды ТН ВЭД ТС 0201 30 000 5, 0202 30 100 5, 0202 30 500 5, 0202 30 900 5) не подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины - 15%.
4.3. Обязательства в области таможенных пошлин включают договоренности по ставкам экспортных пошлин, достигнутые в переговорах с ЕС.
Обязательства, согласованные с ЕС предусматривают "связывание" ставок пошлин на определенный список товаров (порядка 700 тарифных линий). В данный список вошли все товары, в отношении которых действовали экспортные пошлины по состоянию на май 2004 г.
Обязательствами предусмотрена полная отмена экспортных пошлин по истечении переходных периодов 1-5 лет на все указанные товары, за исключением: семян масличных культур, минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных шкур и выделанной кожи, лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, ломов черных и цветных металлов, осей железнодорожных локомотивов. По этим товарам (кроме топливно-энергетической группы) пошлины либо остаются на начальном уровне связывания, либо снижаются, но не до нуля. По ряду товаров снижение может осуществляться нелинейно.
Так, на нефть и нефтепродукты (по действовавшему на тот период перечню товаров, на которые распространялись экспортные пошлины) предусмотрено применение особой формулы расчета ставок. При этом формула расчета предельных ставок на нефть зафиксирована в соответствии с действовавшим законодательством. На природный газ зафиксировано применение ставки 30% без обязательств по снижению ставок.
4.4. В рамках достигнутых в ноябре 2010 г. договоренностей с ЕС по экспортным пошлинам дополнительно согласованы условия тарифного регулирования экспорта круглого леса (лесоматериалы из березы - 7%, из осины - 5%, из дуба - 20%, но не менее 30 евро/м3, из Сосны обыкновенной - тарифная квота, внутриквотная ставка - 15%, из Ели обыкновенной - тарифная квота, внутриквотная ставка - 13%, по внеквотным ставкам обязательств не принято. Объем квот устанавливается, как средний объем экспорта соответствующих лесоматериалов за пределы ЕврАзЭС в период 2005-2006 г.г.).
Таким образом, рассматриваемый законопроект предполагает установление иных правил, чем предусмотрены налоговым российским законодательством и таможенным законодательством Таможенного союза, а также устанавливает юридическую обязательность решений международной организации для Российской Федерации. На основании изложенного Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
5. В части вопросов бюджета Российской Федерации сообщаем следующее.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." повлечет необходимость уплаты единовременного взноса в размере 175-200 тыс. швейц. франков, 1750,0 тыс. швейц. франков на уплату ежегодного взноса за второе полугодие 2012 года и 29145 швейц. франков в качестве взноса наблюдателя ВТО.
Указанные расходы федерального бюджета уже предусмотрены Федеральным законом от 5 июня 2012 года N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
По вопросу влияния присоединения к ВТО на федеральный бюджет следует отметить, что в настоящее время в международной практике отсутствуют общепринятые методы расчета рисков и последствий от вступления государств во Всемирную торговую организацию.
По информации Минэкономразвития России, количественные оценки последствий вступления России в ВТО учитывались при разработке отраслевых разделов сценарных условий и прогноза социально-экономического развития на 2013 - 2015 годы, при оценках доходов федерального бюджета и оттока/притока капитала, и отдельно не выделялись.
По оценке Минфина России, общее снижение доходов федерального бюджета в связи со вступлением в ВТО составит в 2013 году - 218,9 млрд. рублей, в 2014 - 300,3 млрд. рублей.
По оценкам Минэкономразвития России, осуществленным на базе внешнеторговой статистики за 2007 - 2011 гг. и расчетам средневзвешенных ставок, сокращение поступлений в результате снижения ставок ввозных таможенных пошлин до значений, зафиксированных на момент окончания всех переходных периодов, ориентировочно составит до 9 млрд. долларов США.
Вместе с тем, размеры предполагаемого сокращения поступлений планируется полностью или частично компенсировать за счет прогнозируемого увеличения объемов торговли.
В этой связи при подготовке прогноза социально-экономического развития на 2013 год и на плановый период до 2014 - 2015 годов, как основы формирования проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, полагаем целесообразным уточнить влияние последствий присоединения России к ВТО на макроэкономические параметры социально-экономического развития страны, включая оценку изменения динамики и структуры экспорта и импорта, а также влияние этих процессов на социально-экономическое развитие России как в отраслевом, так и в региональном разрезе.
Кроме того, при формировании федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов должна быть учтена необходимость финансового обеспечения как действующих мер государственной поддержки отраслей, так и ряда разрешенных правилами ВТО мер по адаптации экономики Российской Федерации к условиям работы в рамках Всемирной торговой организации.
6. Необходимо отметить также, что анализ товарной структуры российской внешней торговли показывает, что она принципиально отличается от товарной структуры мировой торговли. В структуре мирового экспорта доля минеральных продуктов и металлов составляла в 2010 году 24,3 %. При этом в экспорте России топливно-энергетические ресурсы и металлы, за счет которых достигаются лидирующие позиции в мировом экспорте, составляют около 80%.
Таким образом, сегодня в рамках международной специализации Россия выступает на мировых рынках как крупнейший поставщик продукции топливно-энергетической и добывающей промышленности, обеспечивая около 9 % мирового экспорта промышленного сырья и топлива. Согласно официальной статистике, на протяжении последних нескольких лет Россия занимает лидирующее место в мире по добыче нефти и природного газа, экспорту газа и нефтепродуктов, второе место по экспорту нефти, третье место - по экспорту угля.
Поскольку принимаемые Россией системные обязательства, как правило, не выходят за рамки стандартных обязательств ВТО, страной не взяты обязательства по обеспечению доступа к своим природным ресурсам.
Для достижения данной цели, как отмечалось выше, предусмотрено применение особой формулы расчета ставок на нефть и нефтепродукты. При этом формула расчета предельных ставок на нефть зафиксирована в соответствии с действующим законодательством. На природный газ зафиксировано применение ставки 30% от таможенной стоимости товара без обязательств по снижению ставок.
Предполагается, что такие меры обеспечат поступление в бюджет от уплаты вывозных нефтегазовых таможенных пошлин на уровне 98% от всех экспортных пошлин.
Кроме того, для ограничения обеспечения доступа к своим природным ресурсам Российской Федерацией не снижена ставка налога на добычу полезных ископаемых на углеводороды.
7. В части процедурных вопросов ратификации международных договоров обращаем внимание на следующее. В пакете документов, представленных на ратификацию в Государственную Думу, содержится Протокол о присоединении Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора.
Также отмечаем, что заверение текста перевода на русский язык, содержащее подписи директоров Департамента торговых переговоров и Правового Департамента Министерства экономического развития Российской Федерации, а также директора ООО "Эклипс", не в полной мере соотносится с требованиями, установленными в распоряжении Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 года N 458-рп "О порядке в соответствии с которым федеральными органами исполнительной власти заверяются копии официальных текстов международных договоров", а также в соответствующем Порядке, разработанном Министерством иностранных дел Российской Федерации во исполнение вышеуказанного распоряжения Президента Российской Федерации установленном письмом МИД РФ от 17.11.1994 N 3633 "О порядке заверения федеральными органами исполнительной власти копий официальных текстов международных договоров".
Высказанные замечания в большей мере касаются процедурных вопросов ратификации международных договоров и не затрагивают существа самого Протокола.
Учитывая, что основной задачей ратификации Протокола является обеспечение полноценного членства Российской Федерации в ВТО, Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие проекта федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.