Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (далее - Протокол), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 июня 2012 года.
Протокол был подписан 16 декабря 2011 года в Женеве в ходе пленарного заседания Восьмой Министерской конференции Всемирной торговой организации (ВТО) Министром экономического развития Российской Федерации и Генеральным директором ВТО. Подписание Протокола окончательно завершило 18-летний период переговоров, проводимых Российской Федерацией по присоединению к этой международной организации. Завершение переговорного процесса по условиям участия в ВТО подтверждает последовательный курс Российской Федерации на интеграцию в мировую экономику, укрепляет международные позиции государства в качестве одного из ключевых участников процесса реформирования глобальной экономической архитектуры.
Протоколом предусматривается, что Российская Федерация в качестве государства-члена ВТО принимает на себя обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. со всеми изменениями, которые приняты членами Организации на дату вступления в силу Протокола о российском присоединении (в настоящее время членами ВТО являются 155 государств).
Дополнительные условия членства, согласованные Российской Федерацией по итогам переговоров с заинтересованными партнерами по ВТО (переговоры велись в рамках специально созданной Рабочей группы по присоединению с 61 страной-членом, включая Европейский Союз), отражены в Перечнях уступок и обязательств России по товарам и услугам, содержащихся в Приложении к Протоколу.
Протокол о присоединении вместе с указанными Перечнями составляют единый пакет документов, выносимых на ратификацию.
Перечень уступок и обязательств России по товарам охватывает более 11,5 тыс. тарифных линий, консолидирует результаты двусторонних (с 57 членами ВТО) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, включая обязательства по экспортным, импортным пошлинам, объемам поддержки сельского хозяйства, тарифным квотам, экспортным субсидиям в сельском хозяйстве.
Перечень специфических обязательств России по услугам, в котором предлагается перечень изъятий из режима наибольшего благоприятствования, обобщает результаты двусторонних переговоров с заинтересованными 30 странами-членами ВТО. В общей сложности договоренности охватывают 117 секторов (всего в ВТО выделяется более 150 секторов услуг). Причем, в 39 секторах (включая трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг и др.) Российская Федерация на себя обязательств не берет. После присоединения к ВТО в этих секторах могут применяться любые ограничения для иностранных поставщиков услуг вплоть до полного закрытия рынка при условии, что не будут нарушаться обязательства по предоставлению режима наибольшего благоприятствования.
Наряду с Протоколом о присоединении и упомянутыми Перечнями особое значение для понимания обязательств Российской Федерации перед ВТО имеет Доклад Рабочей группы по присоединению.
В Докладе отражены результаты дискуссий в рамках Рабочей группы по отдельным элементам экономической системы и торгового режима Российской Федерации. В нем описываются торговый режим России и Таможенного союза (участницей которого является Россия) и обязательства российской стороны, обеспечивающие соответствие российского торгового режима правилам ВТО, в таких ключевых сферах, как: экономика и экономическая политика; правовая система осуществления торговой политики; политика в области торговли товарами; режим, применяемый в отношении прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); политика в сфере торговли услугами; транспарентность; соглашения о таможенных союзах и зонах свободной торговли.
Следует подчеркнуть, что достигнутые в ходе переговорного процесса договоренности о вступлении Российской Федерации в ВТО в составе Таможенного союза являются существенным фактом укрепления правосубъектности наднациональных структур и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, а также подтверждения ведущей роли России в интеграционных процессах на пространстве СНГ.
Членство в ВТО позволит Российской Федерации стать равноправным торговым участником на мировом рынке, даст дополнительный импульс для наращивания торгово-экономических связей с крупнейшими партнерами, откроет доступ к международным механизмам решения торговых споров.
По мнению Комитета Государственной Думы по международным делам, с вступлением в ВТО Российская Федерация сможет на полноправной основе участвовать в работе органов глобального экономического управления, продвигать национальные интересы на многосторонней торговой площадке, получит дополнительные рычаги влияния на формирование международной социально-экономической и торговой повестки дня.
Вместе с тем обращаем внимание на следующее. В пакете документов, представленных на ратификацию в Государственную Думу, содержится "DRAFT PROTOCOL ON THE ACCESSION OF THE RUSSIAN FEDERATION" (Проект Протокола о присоединении Российской Федерации). В связи с этим обращаем внимание на то, что согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора.
Также отмечаем, что заверение текста перевода на русский язык, содержащее подписи директоров Департамента торговых переговоров и Правового Департамента Министерства экономического развития Российской Федерации, а также директора ООО "Эклипс", не в полной мере соотносится с требованиями, установленными в распоряжении Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 года N 458-рп "О порядке в соответствии с которым федеральными органами исполнительной власти заверяются копии официальных текстов международных договоров", а также в соответствующем Порядке, разработанном Министерством иностранных дел Российской Федерации во исполнение вышеуказанного распоряжения Президента Российской Федерации.
Высказанные замечания в большей мере касаются процедурных вопросов ратификации международных договоров и не затрагивают существа самого Протокола.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.
Председатель Комитета |
А.К. Пушков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.