Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 266092-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" в части запрета рекламы лекарственных средств вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий"
- внесен депутатами Государственной Думой А.В. Беляковым, О.Л. Михеевым, Ф.С. Тумусовым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 266092-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" в части запрета рекламы лекарственных средств вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий", внесенный депутатами Государственной Думой А.В. Беляковым, О.Л. Михеевым, Ф.С. Тумусовым, Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующее.
Законопроектом предлагается запретить рекламу лекарственных средств на телевидении и радио, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Согласно предлагаемым изменениям, реклама лекарственных препаратов, методов лечения, медицинской техники, изделий медицинского назначения будет разрешена только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. По мнению авторов законопроекта, данные меры необходимы в целях снижения распространения практики самолечения.
Следует подчеркнуть, что действующим законодательством о рекламе (ст. 24 Федерального закона "О рекламе") и законодательством об обращении лекарственных средств (ст. 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств") проводится четкое разделение правового регулирования рекламы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача и безрецептурных лекарственных препаратов. Если в отношении первых допускается реклама, адресованная только медицинским и фармацевтическим работникам, то в отношении вторых допускается реклама, адресованная непосредственно потребителям. Тот же принцип используется в отношении медицинской техники, для использования которой требуется специальная подготовка. Законопроект предлагает отказаться от указанного деления: вне зависимости от того какой препарат рекламируется, допускается реклама адресованная исключительно медицинским и фармацевтическим работникам.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает необходимость государственного противодействия практике самолечения, широко осуществляемой гражданами Российской Федерации и предполагает, что предлагаемые авторами изменения могут стать одним из шагов к решению указанной проблемы. Также необходимо повышать и государственный контроль за реализацией лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска в аптечных организациях.
В тоже время у Комитета по охране здоровья имеются некоторые замечания к законопроекту. Текст законопроекта необходимо привести в соответствие с действующими федеральными законами "Об обращении лекарственных средств" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". А именно, заменить слова "лекарственные средства" на слова "лекарственные препараты", а слова "медицинская техника, изделия медицинского назначения" на слова "медицинские изделия", слова "инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования" на слова "инструкциях по применению или руководствах по эксплуатации таких объектов рекламирования" в соответствующих падежах.
В названии законопроекта необходимо уточнить объекты, в отношении которых усиливаются меры контроля, так как в законопроекте речь идет не только о лекарственных препаратах, но и о медицинских изделиях.
Необходимо обратить внимание, что Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" были значительно ужесточены требования к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 266092-5 и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 12 марта 2013 года.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.