Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 243676-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на ограничение роста тарифов организаций коммунального комплекса для населения."
Досье на проект федерального закона
За 10 лет с 2000 года по 2009 год тарифы в области ЖКХ выросли в 16 раз, в дальнейшие периоды рост также продолжался и только в период с 2012 по 2013 год рост тарифов ЖКХ по данным Росстата составил почти 10%. При этом за прошедшие годы реальные располагаемые доходы населения выросли всего в 2,6 раза, зарплаты - в 3,3 раза, реальные пенсии - в 3,1 раза (источник - Министр финансов А.Кудрин).
Безусловно, такие показатели не могли не вызвать возмущение Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, которые отмечали недопустимость подобного роста тарифов, и повсеместное недовольство граждан Российской Федерации, отдающих, порой, половину своих доходов на оплату ЖКХ.
Официальная статистика показывает рост числа россиян с доходами ниже прожиточного минимума. По данным Росстата, таких граждан - 19,7 млн. граждан (14% от общей численности населения), а это означает, что огромная часть населения ни при каких условиях не сможет справиться с оплатой жиилщно-коммунальных услуг.
Цель настоящего законопроекта - законодательное ограничение роста цен (тарифов) для населения на услуги организаций коммунального комплекса, а также на электрическую и тепловую энергию.
К регулируемым тарифам относятся: 1) тарифы на холодную воду; 2) тарифы на горячую воду; 3) тарифы на водоотведение; 4) тарифы на очистку сточных вод; 5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов; 6) тарифы на теплоснабжение; 7) тарифы на электроснабжение.
Предусматривается, что рост тарифов для населения не может превышать индекс потребительских цен за предшествующий период для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из постановления Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23, Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.
Использование индекса потребительских цен, а не уровня инфляции продиктовано следующими обстоятельствами. Во-первых, инфляция (ее прогноз) устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год в целом по стране, а индекс потребительских цен определяется в каждом субъекте Российской Федерации с учетом региональных особенностей. Во-вторых, цель законопроекта - обеспечение интересов населения, конечных потребителей, и более корректно использовать именно индекс потребительских цен, а не такой макроэкономический маркер как инфляция.
Статьей 3 законопроекта вносится изменение в Федеральный закон "Об электроэнергетике", направленное на обеспечение государственного регулирования цен (тарифов) в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (сейчас такое регулирование лишь "может осуществляться").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Статьей 3 законопроекта вносится изменение в Федеральный закон "Об электроэнергетике" следует читать "Статьей 2 законопроекта вносится изменение в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на ограничение роста тарифов организаций коммунального комплекса для населения"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на ограничение роста тарифов организаций коммунального комплекса для населения" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на ограничение роста тарифов организаций коммунального комплекса для населения".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на ограничение роста тарифов организаций коммунального комплекса для населения" потребует изменений в следующие акты Российской Федерации:
1) постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса";
2) постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.