Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 177474-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о муниципальном контроле в сфере регулярных перевозок)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 177474-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенным Законодательным Собранием Оренбургской области, предлагается отнести к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов осуществление муниципального контроля за соблюдением условий организации регулярных перевозок на территории поселений, муниципальных районов и городских округов.
Данное предложение обосновывается тем, что в настоящий момент полномочие по организации транспортного обслуживания населения отнесено к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. Действующим федеральным законодательством муниципальный контроль в сфере организации регулярных пассажирских перевозок не предусмотрен. Принятие федерального закона позволит органам местного самоуправления в полном объеме осуществлять полномочие по муниципальному контролю за предоставлением транспортных услуг населению, необходимое для качественной реализации предписанного федеральным законодательством вопроса местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.
В связи с данной законодательной инициативой необходимо отметить следующее.
Порядок организации регулярных перевозок в настоящее время комплексно не урегулирован, в т.ч. не разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по осуществлению правового регулирования и контроля в данной сфере.
На федеральном уровне отношения по организации транспортного обслуживания населения, включая регулярные пассажирские перевозки, регулируются федеральными законами "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О безопасности дорожного движения", "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и основанными на этих федеральных законах подзаконными актами, прежде всего, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112. Контроль за соблюдением требований, установленных указанными и иными федеральными нормативными правовыми актами, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке федерального государственного транспортного надзора (статья 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
На уровне субъектов Российской Федерации, как правило, принимаются законы субъектов Российской Федерации об организации транспортного обслуживания, в которых также регулируется порядок осуществления регулярных перевозок. Соблюдение требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации является предметом регионального государственного контроля (надзора), при этом полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности (включая организацию регулярных перевозок) могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Причем конституционность правового регулирования данных вопросов и осуществления контроля в данной сфере на уровне субъектов Российской Федерации была неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (например, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 года N 16-П).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункты 1, 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ" следует читать "пункты 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ"
На местном уровне на основании и в развитие указанных актов могут приниматься муниципальные правовые акты в пределах полномочий органов местного самоуправления. На основании частей 1-4 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ контроль за соблюдением муниципальных правовых актов осуществляется только и именно органами местного самоуправления в рамках муниципального контроля.
Соответственно, предметом муниципального контроля в сфере регулярных перевозок в настоящее время может быть только соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами. Однако в настоящее время такие полномочия органов местного самоуправления прямо не предусмотрены законодательством, и вопрос о содержании и пределах муниципально-правового регулирования в этой сфере остается открытым. При осуществлении такого регулирования в пределах полномочий органов местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением установленных требований в настоящее время уже возможно в рамках полномочий органов местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля и не требует дополнительного закрепления.
Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок в настоящее время осуществляется, как правило, на конкурсной основе с заключением муниципального контракта или иного договора. В части контроля за соблюдением требований, установленных не муниципальными правовыми актами как таковыми, а указанными контрактом или договором, отношения по контролю носят несколько иной характер и основываются также на положениях Федерального закона от 21июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статья 17) либо гражданского законодательства и соответствующего договора.
Между тем законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов местного самоуправления осуществление муниципального контроля за соблюдением условий организации регулярных перевозок на территории поселений, муниципальных районов и городских округов вне зависимости от того, нормативными правовыми актами какого уровня они установлены. Однако в части полномочий по контролю за соблюдением муниципальных правовых актов такое изменение является избыточным, а в части контроля за соблюдением федеральных и региональных нормативных правовых актов не соответствует действующему законодательству.
Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение приведет к тому, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступят в противоречие с иными положениями федерального и регионального законодательства, возникнет неопределенность в вопросе о предмете и пределах муниципального контроля.
Вопрос о перераспределении полномочий в сфере контроля за организацией регулярных перевозок, о предоставлении органам местного самоуправления полномочий по контролю за соблюдением не только муниципальных, но и иных правовых актов может быть поставлен и заслуживает внимания, однако он нуждается в комплексном правовом решении. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 423427-4 "Об основах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предполагается урегулировать, в частности, и вопросы контроля в данной сфере.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 177474-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.