Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 59048-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах",
внесенному Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект закона, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (далее - Федеральный закон), дополнив подпункт 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона новой категорией граждан - лицами, родившимися до 31 декабря 1931 года включительно (без подтверждения их стажа работы в годы Великой Отечественной войны), отнести указанную категорию граждан к ветеранам Великой Отечественной войны и распространить на них меры социальной поддержки, установленные статьей 20 Федерального закона для тружеников тыла. Однако предлагаемые изменения входят в противоречие со статьей 2 Федерального закона, согласно которому ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Предлагаемые законопроектом изменения приведут к расширению круга лиц, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, и в связи с этим, имеющих право на гарантированные Федеральным законом меры социальной поддержки, которые являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и определяются их законами и иными нормативными правовыми актами (статьи 10 и 20 Федерального закона).
Кроме того, увеличение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которым направляются средства федерального бюджета в виде субсидий на частичное возмещение расходов по осуществлению вышеуказанных мер социальной поддержки, приведет к возникновению расходных обязательств Российской Федерации.
Изложенная позиция, предусматривающая возложение ответственности за выполнение субъектами Российской Федерации соответствующих полномочий не только на них, но и на Российскую Федерацию, может быть также подтверждена решениями Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения обеспечения мерами социальной поддержки отдельных категорий физических лиц не освобождает Российскую Федерацию от обязанности гарантировать надлежащее осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий, в том числе предусмотреть их необходимое финансовое обеспечение при регулировании межбюджетных отношений (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 85-О и от 1 декабря 2005 года N 521-О).
Принимая во внимание, что реализация представленного законопроекта потребует расходов федерального бюджета, положения законопроекта требуют согласования с пунктом 2 статьи 83 БК РФ, предусматривающим выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Заместитель начальника управления |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.