Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 191229-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Полагаем необходимым уточнить редакцию нового положения пункта 3 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", определив форму страхования (пункт 1 статьи 1 проекта), имея в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона Российской Федерации страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Считаем необходимым также отметить, что формулировка "законодательство о страховании" в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не используется (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 2 проекта в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон) вводится новое понятие "направление на ремонт", которое в дальнейшем не используется.
На основании проектируемого пункта 3 статьи 2 Федерального закона к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не применяется Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (пункт 3 статьи 2 проекта). Полагаем, что указанное положение проекта нуждается в дополнительном обсуждении с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам по защите прав потребителей" и предусматривающей применение к отношениям, возникающим из договора страхования, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами. При этом обращаем внимание на положение статьи 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Отмечаем также, что Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит положений, позволяющих исключать какие - либо виды правоотношений из-под его действия, законопроектом также не предполагается внесения каких-либо изменений в данный Закон.
Предлагаемые проектом изменения в пункт 2 статьи 6 Федерального закона наряду с упущенной выгодой не относят к страховому риску по обязательному страхованию случаи возникновения ответственности вследствие возникновения обязанности по возмещению "утраты товарной стоимости поврежденного имущества" (подпункт "а" пункта 6 статьи 2 проекта). При этом следует отметить, что в соответствии с положениями пункта 4 части 8 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" по договору обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте утрата товарной стоимости имущества относится к упущенной выгоде. В то же время в судебной практике утрата товарной стоимости поврежденного имущества рассматривается как разновидность реального ущерба, подлежащего возмещению (см., например, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4.09.2012 года N 3076/12). В связи с этим полагаем необходимым дать определение понятию "утрата товарной стоимости".
Законопроектом (пункт 11 статьи 2) предлагается дополнить Федеральный закон новой статьей 11.1, которая предусматривает возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) без участия уполномоченных сотрудников полиции. При этом страховая выплата не может превышать 50 тысяч рублей. В то же время, в случае оформления документов о ДТП, произошедшем на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, предусматривается возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции в случае, когда страховая выплата не превышает 400 тысяч рублей и при условии предоставления данных о ДТП, полученных с использованием фото- или видеофиксации (следует уточнить, что Москва и Санкт-Петербург - "города федерального значения"). Полагаем, что в данном случае установление особого правового регулирования для отдельных субъектов Российской Федерации требует дополнительного обоснования и соотнесения с конституционным принципом равноправия субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положением подпункта "а" пункта 15 новой редакции статьи 12 Федерального закона в случае полной гибели имущества потерпевшего размер подлежащих возмещению страховщиком убытков предлагается определять в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости "годных остатков". На наш взгляд, данное понятие требует определения с учетом того, кем и для чего могут использоваться такие "остатки".
Полагаем, что положение подпункта "з" пункта 1 новой редакции статьи 14 Федерального закона следует соотнести с положениями пункта 3 проектируемой статьи 11.1 Федерального закона, согласно которым владелец транспортного средства по требованию страховщика обязан представить данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой экспертизы в течение 5 рабочих дней со дня получения такого требования и не вправе приступить к ремонту или утилизации транспортного средства до истечения 15 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия без согласия страховщика.
В связи с изложением статьи 14 Федерального закона в новой редакции (Право требования страховщика к лицу, причинившему вред) следует уточнить редакцию абзаца четвертого пункта 3 статьи 9 Федерального закона.
В связи с проектируемыми изменениями в статью 15 Федерального закона отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2012 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" действие пунктов 7, 9 статьи 15 Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно, а порядок действий страховщика при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2014 года включительно установлен в статье 6 указанного Федерального закона.
В связи с уточнением редакции подпункта "а" пункта 1 статьи 18 Федерального закона (подпункт "а" пункта 17 статьи 2 проекта) соответствующее изменение следует внести также в подпункт "а" пункта 2 статьи 18 Федерального закона, в котором говорится "о применении к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом".
Отмечаем, что в связи с изложением пункта 4 статьи 21 Федерального закона в новой редакции потребуется внести соответствующее изменение в подпункт "с" пункта 1 статьи 26 Федерального закона, в котором говорится об установлении требований к порядку ведения и "предоставления журналов учета заключенных договоров обязательного страхования, договоров сострахования, журналов учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, договоров сострахования".
Проектируемый пункт 1 статьи 32 Федерального закона (пункт 30 статьи 2 законопроекта) нуждается в редакционном уточнении в части "регистрации" и обозначения органов, уполномоченных на осуществление контроля.
Отмечаем также, что реализация положений проекта приведет в увеличению расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в части оплаты услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, связанных с приобретением, содержанием и эксплуатацией транспортных средства для нужд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С учетом этого в проекте необходимо учесть требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок их исполнения. При этом выделение бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Частью 4 статьи 3 проекта на профессиональное объединение страховщиков возлагается обязанность создать предусмотренную Федеральным законом автоматизированную информационную систему и ввести ее в эксплуатацию не позднее 1 января 2013 года. Полагаем, что указанные положения проекта следует соотнести с нормами пункта 2 статьи 25 Федерального закона, в силу которых профессиональное объединение страховщиков вправе создавать и использовать информационные системы, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях. Кроме того, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона профессиональное объединение страховщиков выполняет функции оператора автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующего и (или) осуществляющего обработку формируемых в ней сведений. Следует уточнить также дату создания такой системы и ввода ее в эксплуатацию, которая истекла к настоящему времени, и иные даты, предусмотренные в статье 3 проекта.
Используемая в проекте терминология нуждается в согласовании с терминологией, применяемой в законодательстве Российской Федерации (см., например, в подпункте "г" пункта 27 статьи 2 проекта термин "годовая бухгалтерская отчетность", который следует привести в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", в котором используется понятие "годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность", в пункте 12 статьи 2 законопроекта (часть 4 статьи 12 Федерального закона) термины "приобретение лекарств", "расходы на реабилитационно-восстановительное лечение" следует привести в соответствие с терминологией Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В проекте следует унифицировать термины "регресс", "регрессное требование", "независимая экспертиза транспортных средств", "независимая техническая экспертиза транспортного средства".
Проект нуждается в юридико-технической доработке. Так, в наименовании законопроекта слова "в Закон" заменить словами "в статьи 32 и 32.6 Закона".
Законопроект необходимо дополнить новой статьей 3 следующего содержания:
Статья 3
Признать утратившими силу:
1) подпункт "б" пункта 7 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3114);
2) абзац шестой пункта 5, абзацы пятый - тринадцатый пункта 8, пункт 10, абзацы третий - седьмой пункта 18 и пункт 24 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6067).
При этом статью 3 проекта следует считать статьей 4 проекта.
Текст законопроекта с правками юридико-технического характера прилагается.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.