Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 19 февраля 2013 г. N 36/2
на проект федерального закона N 191229-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 191229-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - проект) разработан в целях повышения эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
Законопроектом предусматривается поэтапное увеличение страховых сумм, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, и изменение подходов к осуществлению страховых выплат по договору обязательного страхования для обеспечения более полного возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Так, страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает вред, причиненный жизни или здоровью, повышается со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего; страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает вред, причиненный имуществу потерпевшего, составит 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.
Согласно законопроекту страховая выплата в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, осуществляется в счет возмещения расходов на лечение в соответствии с критериями тяжести вреда, определенными в правилах обязательного страхования, на основании документов, подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, и медицинских документов, представленных учреждениями здравоохранения. Впоследствии по результатам судебно-медицинской и (или) медико-социальной экспертиз, установивших более серьезные повреждения и (или) инвалидность, а также на основании документально подтвержденных потерпевшим дополнительных расходов на лечение страховая выплата может быть скорректирована и осуществлена дополнительная выплата.
Законопроектом уточняется порядок действий водителей транспортных средств в случае, если документы о дорожно-транспортном происшествии оформляются без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, а максимальный размер страховой выплаты для данных случаев увеличивается в 2 раза - с 25 до 50 тысяч рублей. При этом возмещение вреда, причиненного транспортному средству в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции осуществляется в пределах 400 тысяч рублей при условии предоставления страховщику данных о дорожно-транспортном происшествии (фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств).
В развитие положений пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации законопроект определяет порядок осуществления страховщиками страховых выплат в случае совместного причинения вреда несколькими владельцами транспортных средств.
Законопроект устанавливает правило о безальтернативном прямом возмещении убытков, уточняет положения Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" об информационном обеспечении обязательного страхования.
Отмечая актуальность большинства проектируемых изменений Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает, что ряд положений законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении и доработке.
Пунктом 3 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить статью 2 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" положением, согласно которому "к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не применяется". Вместе с тем Комитет считает, что применение названного Закона к отношениям по страхованию нуждается в более корректной проработке. Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "в том случае, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами". В этой связи Комитет полагает, что в законопроекте следует более детально прописать соотношение общих положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и содержащихся в Федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" специальных положений о защите прав потребителей по договорам обязательного страхования, заключенным в пользу третьих лиц.
В целях создания благоприятных условий для ценовой конкуренции на рынке ОСАГО и страхования гражданской ответственности в рамках международной системы страхования "Зеленая карта" законопроектом изменяется порядок регулирования страховых тарифов. Пунктом 8 статьи 2 проекта статья 8 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", посвященная государственному регулированию страховых тарифов, излагается в новой редакции. Согласно проектируемым нормам страховые тарифы и их структура будут устанавливаться страховщиками в пределах установленных Правительством Российской Федерации минимальных и максимальных значений страховых тарифов. Подпунктом "в" пункта 9 статьи 2 законопроекта исключается положение пункта 4 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", ограничивающего максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования трехкратным (в отдельных случаях - пятикратным) размером базовой ставки страховых тарифов. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (последний абзац пункта 16 статьи 2 проекта). С учетом массовости данного вида страхования и возможного неблагоприятного социального резонанса в случае недобросовестных действий страховщиков, в том числе по причине отсутствия должного контроля в связи с реформированием надзорного органа, Комитет считает предлагаемые новеллы в части изменения порядка установления страховых тарифов преждевременными и нуждающимися в дополнительном обсуждении и обосновании.
Комитет считает, что в целях наведения порядка на рынке посреднических услуг при подготовке законопроекта ко второму чтению в нем также должны найти отражение положения о безналичной оплате страховых полисов и заключении договоров страхования через техническое оборудование, подключенное к общей базе полисов профессионального объединения страховщиков, когда страховой агент не получает наличные деньги и выписывает полис только после предъявления квитанции об оплате через банк или платежные системы. Также необходимо дать дополнительные полномочия налоговым органам в части проведения налоговых проверок страховых компаний на предмет экономической целесообразности произведенных расходов в части оплаты услуг третьих лиц и органу по надзору (ФСФР) в части проверок страховых компаний с завышенным уровнем расходов.
Согласно пункту 13 новой редакции статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (пункт 12 статьи 2 проекта) страховое возмещение за причиненный вред транспортному средству потерпевшего по его выбору может осуществляться путем организации и оплаты ремонта поврежденного транспортного средства или наличным либо безналичным расчетом путем выдачи (перечисления) суммы страховой выплаты. Комитет считает, что данное положение проекта нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку страховщик является юридическим лицом со специальной правоспособностью и организация ремонта не относится к его уставной деятельности, в связи с чем представляется необоснованным возлагать такую обязанность на тех страховщиков, у которых отсутствуют договорные отношения со станциями технического обслуживания.
Последний абзац пункта 12 статьи 2 проекта в части случаев освобождения страховщика от обязанности произвести страховую выплату нуждается в согласовании с пунктом 1 стать 964 Гражданского кодекса Российской Федерации, который не предусматривает возможности установления в договоре страхования дополнительных по сравнению с содержащимися в данной статье случаев освобождения страховщика от страховой выплаты. Также из редакции данного абзаца следует, что случаи умышленного причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего, управления транспортным средством лицом, не включенным в договор обязательного страхования, или в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, являются основанием для отказа страховщика в страховой выплате или задержки в ее осуществлении, что не основывается на нормах гражданского законодательства и противоречит социальной направленности Федерального закона.
Также Комитет отмечает, что законопроект нуждается в редакционной и юридико-технической доработке. Так, статью 1 Федерального закона целесообразно дополнить понятием "выгодоприобретатель", поскольку в тексте законопроекта данная категория субъектов обозначается по-разному. Ряд используемых в законопроекте терминов (например, "доверенные лица потерпевшего", "сумма требования, оставшаяся нереализованной", "приобретение лекарств", "расходы на реабилитационно-восстановительное лечение" и другие) требует доработки с учетом терминологии и положений действующего законодательства. Содержащиеся в статье 3 законопроекта сроки вступления проектируемых норм в силу нуждаются в уточнении, поскольку многие из них имеют обратную силу.
С учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 191229-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в первом чтении с условием его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.