Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 191229-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о повышении эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 191229-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о повышении эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств), внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона в числе других вопросов предусматривает поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, и изменение подходов к осуществлению страховых выплат по договору ОСАГО:
страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает причиненный жизни или здоровью вред, повышается со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего;
страховая выплата в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, будет осуществляться на основании документов, подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, и медицинских документов, представленных медицинскими организациями с указанием характера и степени выраженности повреждений здоровья потерпевшего;
размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на лечение будет определяться в соответствии с таблицей страховых выплат, установленной правилами обязательного страхования, в пределах установленной страховой суммы 500 тысяч рублей (сейчас возмещаются только дополнительные расходы на лечение, лекарства и др., которые пострадавший не вправе был получить бесплатно);
впоследствии может быть осуществлена дополнительная выплата по результатам судебно-медицинской и (или) медико-социальной экспертизы, по результатам понесенных потерпевшим дополнительных расходов на реабилитационно-восстановительное лечение, приобретение лекарств, протезирование, ортезирование, посторонний уход и санаторно-курортное лечение, а также если утраченный потерпевшим заработок (доход) в связи с повреждением его здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия превысили сумму произведенной страховой выплаты;
размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего повышается со 135 тысяч рублей до 475 тысяч рублей;
страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает вред, причиненный имуществу потерпевшего, составит 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.
Концептуально поддерживая нововведения, направленные на обеспечение более полного возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующее.
В настоящее время порядок обращения пострадавшего за страховым возмещением сопряжен с целым рядом проблем: трудности в получении необходимых документов, невозможность лично предоставить их в связи с состоянием здоровья, отсутствие законодательно закрепленного права на повторное обращение за страховой выплатой; как правило, противодействие со стороны виновника происшествия и практика урезания выплат любой ценой со стороны страховщиков.
Согласно статистическим данным Федеральной службы по финансовым рынкам об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежащих ежегодному официальному опубликованию в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в 2011 году сумма страховых премий составила 104,4 млрд. руб., а страховых выплат 57,3 млрд. руб., или 55% от суммы страховых премий. Выплаты при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших составили 507,7 млн. руб., или 0,9% от суммы страховых выплат. За весь период существования ОСАГО в России пострадавшим в ДТП не выплачивались компенсации по расходам на санаторно-курортное лечение и протезирование.
Представляется, что защита интересов лиц, пострадавших в результате ДТП, должна носить комплексный характер.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация положений законопроекта, связанных с возмещением вреда жизни и здоровью потерпевших, потребует увеличения страхового тарифа по ОСАГО на 25,2 % (рассчитано в рамках исследований, проведенных по заказу Российского Союза Автостраховщиков). Обусловленность повышения тарифов увеличением обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших, вызывает сомнение.
Следует обратить внимание на то, что положения об увеличении страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, вступают в силу, как и закон в целом, через три месяца со дня официального опубликования закона, а положения об увеличении страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, - лишь через 15 месяцев после официального опубликования.
У Комитета имеются отдельные замечания терминологического характера. В пункте 12 статьи 2 законопроекта (часть 4 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ) отдельные понятия следует привести в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств": слова "приобретение лекарств" заменить словами "приобретение лекарственных препаратов"; слова "расходы на реабилитационно-восстановительное лечение" заменить словами "расходы на медицинскую реабилитацию".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья не видит оснований и не поддерживает увеличение страхового тарифа по ОСАГО. Положения законопроекта в части увеличения страховых сумм по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, вполне могут быть реализованы в пределах имеющихся средств. Кроме этого, Комитет считает крайне важным ускорить вступление в силу положений законопроекта, направленных на увеличение страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего. В тексте законопроекта необходимо детализировать процедуру возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает, что проект федерального закона N 191229-6 может быть поддержан только в том случае, если будут учтены эти принципиальные замечания.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 7 февраля 2013 года (протокол N25).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.