Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 232119-6 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроект направлен на реализацию прозвучавшего в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года предложения о возвращении к смешанной системе выборов в Государственную Думу по партийным спискам и по одномандатным округам с целью обеспечения равного доступа всех политических партий к участию в выборах.
Статьей 95 Конституции Российской Федерации определен количественный состав Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов, а статьей 96 Конституции Российской Федерации предписано избирать Государственную Думу сроком на пять лет, установив при этом порядок выборов депутатов Государственной Думы федеральным законом.
В этой связи законопроектом предлагается ввести новый порядок и процедуру проведения выборов в Государственную Думу на основе смешанной избирательной системы, согласно которой на территории Российской Федерации образуются 225 одномандатных избирательных округов, каждый из которых будет представлен одним депутатом в Государственной Думе, остальные 225 мандатов будут распределены между депутатами, избранными по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Новацией данного законопроекта является норма, обеспечивающая возможность непосредственного выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам в порядке самовыдвижения, а также политическими партиями, в то время как выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам (пункт 10 статьи 39 законопроекта).
Для организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы по смешанной системе на территории Российской Федерации в каждом из 225 одномандатных избирательных округов формируются окружные избирательные комиссии, которые образуются на основе единой нормы представительства избирателей, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей, при этом единая норма представительства определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов. В тех субъектах Российской Федерации, где число избирателей меньше единой нормы представительства, образуется по одному одномандатному избирательному округу. Эта процедура обеспечивает представительство каждого одномандатного избирательного округа в Государственной Думе одним депутатом.
Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет. Первая схема округов должна быть подготовлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и передана на рассмотрение Государственной Думы не позднее 5 сентября 2015 года, федеральный закон, утверждающий новую схему, должен быть опубликован не позднее 5 декабря 2015 года, т.е. за год до плановых выборов, что позволит потенциальным кандидатам, политическим партиям заранее планировать свои избирательные кампании.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. Федеральный список кандидатов, состоящий из общефедеральной части, куда включается не более 10 кандидатов, и региональной части, должен включать не менее 200 и не более 300 кандидатов, при этом в его состав политическая партия вправе выдвинуть кандидатами беспартийных граждан, число которых не может превышать 50 процентов от общего числа кандидатов, включенных в список, а также не вправе выдвигать кандидатами граждан, являющихся членами иных политических партий, и кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.
Региональная часть федерального списка, а при отсутствии общефедеральной части - федеральный список кандидатов, должны охватывать всю территорию Российской Федерации и включать не менее 35 региональных групп кандидатов, которые могут соответствовать группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части его территории, включающей в себя территорию одного или более граничащих между собой одномандатных избирательных округов.
Новеллой данного законопроекта является норма, согласно которой регистрация кандидатов осуществляется без сбора подписей избирателей, за исключением регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, которым необходимо собрать не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а если в округе менее 100 тысяч избирателей - не менее 500 подписей.
Законопроектом устанавливаются единые требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы, которые корреспондируются с действующей редакцией Федерального закона от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", среди которых предусматриваются нормы о предоставлении кандидатом сведений о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, в том числе совместной, включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах.
Вместе с тем, Комитет полагает, что в процессе подготовки данного законопроекта ко второму чтению этот перечень необходимо расширить, согласовав его с перечнем, предусмотренным в проекте федерального закона N 220675-6 "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов", внесенного Президентом Российской Федерации, дополнив нормами об обязательном предоставлении одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, сведений об отсутствии у него счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, наличных денежных средств, хранящихся в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, ценных бумаг иностранных эмитентов, а также сведений о расходах, превышающих общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предусмотрев одновременно нормы, устанавливающие ответственность за несоблюдение таких требований.
Законопроектом расширены права наблюдателей и представителей средств массовой информации осуществлять в помещении для голосования фото- и видео съемку, а также предоставлено право представителям средств массовой информации требовать заверения копии протокола и приложенных к нему документов (статьи 33 и 35 законопроекта). Кроме того, в помещениях для голосования могут устанавливаться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, что позволит вести непрерывную трансляцию в сети "Интернет" хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории Российской Федерации.
Существенные изменения внесены в нормы, регулирующие проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации (статьи 63, 64 и 65 законопроекта). Эфирное время, печатная площадь и услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях предоставляются политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам. Политическим партиям, выдвинувшим кандидатов только по одномандатным избирательным округам, эфирное время, печатная площадь и указанные услуги для проведения предвыборной агитации не предоставляются. Эфирное время и печатная площадь предоставляются как бесплатно, так и за плату. Бесплатное эфирное время отводится для проведения совместных агитационных мероприятий и для размещения предвыборных агитационных материалов. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии влечет за собой уменьшение доли эфирного времени, причитающегося политической партии, кандидату (в настоящее время эта доля эфирного времени может использоваться для размещения предвыборных агитационных материалов). Отменена норма, предусматривающая лишение партий, набравших менее 3 процентов голосов избирателей на предыдущих выборах депутатов ГД, права на пользование бесплатным эфиром и бесплатной печатной площадью. В целом нормы проекта предусматривают широкие возможности для всех кандидатов и партий на равных основаниях проводить предвыборную агитацию. В том числе урегулирован порядок размещения агитационных материалов, распространяемых в сетевых изданиях. Разрешен ряд ранее неурегулированных ситуаций, в частности, материалы, размещаемые на рекламных конструкциях, прямо отнесены к печатным агитационным материалам.
Кроме того, конкретизирован ныне действующий принцип свободного освещения СМИ избирательной кампании: прямо указано, что редакции СМИ вправе на основании принципа равенства кандидатов и партий публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами и представителями политических партий, а также организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и представителей политических партий и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в электронных сетевых изданиях.
Законопроектом, как и прежде, предусмотрено обязательное создание кандидатами и политическими партиями избирательных фондов, однако создание избирательных фондов политическими партиями, выдвинувшими кандидатов только по одномандатным избирательным округам, а также кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, не предусматривается. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей, из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии составляет от 15 до 100 миллионов рублей (в зависимости от количества зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации избирателей), а из средств избирательного фонда кандидата - 15 миллионов рублей. Таким образом, объем избирательных фондов кандидатов повышен с 6 млн. (в 2003 году) до 15 млн. рублей.
Совокупный размер средств, которые партия может потратить на выборы, таким образом, составит, как и ранее, более 3 млрд. рублей, что, как показала практика, позволяет проводить полноценную агитационную кампанию.
Новеллой также являются нормы, определяющие количество и форму избирательных бюллетеней (статья 78 законопроекта). Предусматривается два вида бюллетеней - для голосования по одномандатным избирательным округам и для голосования по федеральному избирательному округу, при этом в случае регистрации более 20 федеральных списков кандидатов, а по одномандатному избирательному округу - более 30 кандидатов избирательный бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры.
В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, когда по решению ЦИК РФ в этих целях используются конверты.
Законопроектом регулируется процедура выдачи открепительных удостоверений и порядок голосования, а также порядок досрочного голосования в отдельных случаях, по которым может быть принято решение о проведении такого голосования, в том числе с использованием переносных ящиков для голосования.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, таким образом законопроектом не предусматривается второй тур голосования.
К распределению депутатских мандатов по результатам выборов по федеральному избирательному округу допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Данный барьер может быть понижен, если партии, набравшие более пяти процентов голосов, в совокупности наберут 50 или менее процентов голосов избирателей.
Методикой пропорционального распределения депутатских мандатов (статья 88 законопроекта) предусмотрено, что 225 депутатских мандатов распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей. Кандидаты, избранные по одномандатным округам и входившие одновременно в федеральный список кандидатов, перед распределением мандатов внутри списка из него исключаются, освобождая, таким образом, мандат для кандидата от этой же партии (пункт 10 статьи 87 законопроекта).
Процедура замещения вакантных депутатских мандатов по федеральному избирательному округу остается прежней. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, ЦИК РФ назначает дополнительные выборы в этом округе не позднее чем через один год со дня появления вакантного депутатского мандата.
Законопроектом предусматривается процедура обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, а также основания аннулирования регистрации кандидата, списков кандидатов, отмены результатов выборов.
Комитет отмечает, что данный законопроект внесен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, направлен на обеспечение закрепленного в части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей и на реализацию права на участие в выборах депутатов Государственной Думы большего числа политических партий.
Учитывая изложенное, Комитет предлагает Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 8 апреля 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.