Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 238827-6 "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 238827-6 "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" в части вопросов налогового законодательства, Комитет отмечает следующее.
Законопроект направлен на развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне, необходимого для реализации проектов такого партнерства в Российской Федерации. Законопроект подготовлен с учетом анализа регионального законодательства в указанной сфере и позволит, в том числе, определить полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве, установить обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, а также урегулировать ряд других вопросов, возникающих в рамках государственно-частного партнерства.
В части вопросов, касающихся порядка налогообложения операций, совершаемых в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве, статьей 8 законопроекта предлагаются следующие поправки в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс):
- распространить действие статьи 174.1 Налогового кодекса, устанавливающей особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имущества или концессионным соглашением на территории Российской Федерации, также и на соглашение о государственно - частном партнерстве, возложив, при этом, обязанность по ведению общего учета операций, подлежащих налогообложению НДС, и, соответственно, обязанности налогоплательщика НДС на частного партнера;
- при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по соглашению о государственно-частном партнерстве;
- предоставить право включать в состав имущества, подлежащего амортизации в предусмотренном главой 25 Налогового кодекса порядке, имущество, полученное от его собственника или созданное в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве;
- установить порядок определения для целей главы 25 Налогового кодекса первоначальной стоимости имущества, полученного в качестве объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.
Поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Законопроект определяет частного партнера в качестве лица, на которое возлагается обязанность по ведению общего учета операций только для целей исчисления НДС. Он не определяет лицо, на которое возлагается обязанность ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении соглашения о государственно-частном партнерстве, а также особенностей ведения такого учета для целей исчисления налога на прибыль организаций. Вместе с тем, следует учитывать, что (как следует из пункта 5 статьи 3 законопроекта) интересы публичного партнера по соглашению о государственно-частном партнерстве может представлять одна из организаций, указанных в пунктах 1-5 части 2 статьи 3 законопроекта: государственная компания, государственная корпорация, государственное или муниципальное унитарное предприятие, государственные и муниципальные учреждения, а также хозяйственные общества, 100 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. В связи с этим создается правовая неопределенность в части вопросов, касающихся определения лица, на которое возлагается обязанность ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении соглашения о государственно-частном партнерстве, а также особенностей ведения такого учета для целей исчисления налога на прибыль организаций.
Кроме того, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 рассматриваемого законопроекта частным партнером предлагается признавать также и индивидуального предпринимателя, Комитет считает целесообразным дополнить законопроект особенностями порядка налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов частного партнера - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Комитет также считает целесообразным рассмотреть вопрос о целесообразности дополнения законопроекта нормами, касающимися особенностей налогообложения налогом на имущество организаций имущества, полученного по соглашению о государственно-частном партнерстве.
Учитывая, что Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса" пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса дополнен новым четвертым абзацем, в пункте 3 статьи 8 законопроекта следует указать не абзац пятый, а абзац шестой пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса.
Кроме того, Комитет считает, что рассмотрение поправок в часть вторую Налогового кодекса должно осуществляться в рамках рассмотрения проекта федерального закона, относящегося к сфере законодательства о налогах и сборах.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие проекта федерального закона N 238827-6 "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний и исключения из него статьи 8.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.