Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 266406-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
30 декабря 2012 года Президентом РФ был подписан федеральный закон N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" направленный на усиление мер защиты и сохранения морской среды от нефтяного загрязнения (N 287-ФЗ от 30.12.12).
В принятом законе ряд положений требует дальнейшего уточнения.
К таким положениям относятся:
- вопросы лицензирования;
- создание национального фонда охраны морской среды от нефтяного загрязнения;
- проведение государственной экологической экспертизы.
1. Лицензирование.
В законе N 287-ФЗ от 30.12.12 особо отмечена деятельность нефтегазовых компаний в ледовых условиях. По официальным данным значительная часть лицензионных участков, расположенных в замерзающих морях, уже распределена между нефтегазовыми компаниями Роснефть, Газпром и ЛУКОЙЛ, а на некоторых участках уже ведутся работы по разведке и добыче нефти.
Очевидно, что ранее выданные лицензии должны быть скорректированы с новым законом, что допускается федеральным законом "О недрах" (N 2395-1 ФЗ от 21.02.92).
2. Создание национального фонда.
В законе N 287-ФЗ сказано, что "Эксплуатирующая организация может подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов документом, подтверждающим создание резервного фонда".
Согласно опубликованным данным компания Бритиш Петролеум затратила на ликвидацию последствий аварии на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе (20.04.2010 г.) более 21 миллиард долларов. При аварии такого размера в замерзающих морях Российской Федерации ущерб будет больше во много раз.
Очевидно, что ни одна из нефтегазовых компаний страны самостоятельно не сможет профинансировать работы по ликвидации последствий аварии такого масштаба.
В Российской Федерации требуется создать некоммерческий национальный фонд охраны морской среды от загрязнения нефтью.
Создание таких фондов предусмотрено ст. 50, ч. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (30.11.1994).
3. Государственная экологическая экспертиза проектов планов ликвидации аварийных разливов нефти.
Во всех трёх законах имеется юридическая неточность. В законе N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" сказано, что: планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждаются "при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов...". Это положение прямо противоречит ст. 11 федерального закона N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", в соответствии с которой объектами экологической экспертизы должны являться проекты документов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
В связи с принятием данного Федерального закона потребуется изменения, дополнения законодательных актов: "Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.