Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству
по проекту федерального закона N 218532-6 "О дисквалификации в сфере государственной и муниципальной гражданской службы за нарушение служебной (трудовой) дисциплины",
внесенному депутатом Государственной Думы М.И. Сердюком
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 218532-6 предлагается ввести новый институт ответственности - дисквалификационный дисциплинарный запрет на занятие государственных (муниципальных) должностей и должностей гражданской (муниципальной) службы на срок три года при увольнении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы в случаях, указанных в статье 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающей основания увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия данных лиц, при увольнении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, также в случаях, названных в статье 37 (кроме части 2 статьи 37), предусматривающей расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, или статье 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), определяющей основание увольнения в связи с утратой доверия, и при увольнении лиц, замещающих должности муниципальной службы (в том числе по контракту), в случаях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ).
В связи с этим необходимо отметить следующее.
Статьями 57, 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ определен перечень дисциплинарных взысканий, в том числе взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также определен порядок их применения. Аналогичный перечень установлен Федеральным законом N 25-ФЗ. Дисквалификация как дисциплинарное взыскание в перечнях, установленных указанными нормативными правовыми актами отсутствует.
В то же время, статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дисквалификация является видом административного наказания, который может быть применен в том числе и к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
В связи с этим, с одной стороны, не ясна необходимость наличия дублирующих норм, а с другой, поскольку рассматриваемый законопроект не предусматривает внесение изменений ни в Кодекс, ни в Федеральный закон N 79-ФЗ, ни в Федеральный закон N 25-ФЗ, непонятно к какому виду ответственности (дисциплинарной, административной) относится предлагаемый дисциплинарный запрет.
Также, в законопроекте не предусматривается механизм реализации ответственности, в частности не определяется кем устанавливается (назначается) дисквалификационный дисциплинарный запрет, в какие сроки после увольнения лица он применяется, каким образом он оформляется. Кроме того законопроектом не устанавливается возможность или невозможность досрочного снятия запрета.
К тому же, согласно статье 57 Федерального закона N 79-ФЗ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание, а статьей 3.3 Кодекса установлено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Положения законопроекта не учитывают указанные нормы.
Следует подчеркнуть, что проектом федерального закона предлагается устанавливать дисквалификационный дисциплинарный запрет на занятие соответствующих должностей при увольнении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в случаях, указанных в статье 37 (кроме части 2 статьи 37) Федерального закона N 79-ФЗ, а также при увольнении лиц, замещающих должности муниципальной службы (в том числе по контракту), в случаях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 19 Федерального закона N 25-ФЗ. При этом, к указанным случаям относится несоответствие гражданского служащего замещаемой должности по состоянию здоровья, вследствие недостаточной квалификации, прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью. Учитывая, что по своей сути дисквалификационный запрет это ограничение, наказание за нарушение определенных правил, применение его к служащему, уволенному по состоянию здоровья, не отвечает принципам социальной справедливости.
Помимо этого, в Уголовном кодексе Российской Федерации содержится аналогичная норма (статья 47) о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в части запрета на занятие должностей на государственной службе и в органах местного самоуправления. Законопроектом не учитывается указанная норма.
Кроме того, законопроект требует существенной терминологической доработки, поскольку понятия "государственные и муниципальные должности", а также "должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы" не являются тождественными.
На основании вышеизложенного Комитет по федеративному устройству не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 218532-6 "О дисквалификации в сфере государственной и муниципальной гражданской службы за нарушение служебной (трудовой) дисциплины", внесенного депутатом Государственной Думы М.И. Сердюком, и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.