Досье на проект федерального закона
Проект направлен на совершенствование регулирования полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры. Правоприменительная практика, сложившаяся в ходе реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений своих полномочий в сфере культуры, выявила ряд пробелов и недостатков в существующем законодательном закреплении полномочий в указанной сфере.
Предлагаются взаимосвязанные изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Основы законодательства о культуре), Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры проект относит следующие полномочия:
- Создание и поддержка театров и концертных организаций субъекта Российской Федерации.
Необходимость выделения этих видов организаций культуры обусловлена приоритетностью развития региональных театров и концертных организаций, обеспечения государственной поддержки театрального искусства, концертной деятельности филармоний и других концертных организаций субъектов Российской Федерации, создания условий для развития музыкального искусства в филармониях субъектов Российской Федерации.
- Создание и поддержка организаций кинематографии субъекта Российской Федерации.
Как показала практика, нередко организации кинематографии не могут рассчитывать на государственную поддержку, поскольку возникают разночтения в том, относить ли организацию кинематографии, являющуюся таковой в соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", к учреждениям культуры и искусства, организация и поддержка которых предусмотрена действующей редакцией статьи 39 Основ законодательства о культуре. Для устранения такого разночтения предлагается закрепить полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации создавать и поддерживать организации кинематографии субъекта Российской Федерации. Это будет способствовать развитию в регионах сети организаций, осуществляющих производство фильмов и кинолетописи, тиражирование, прокат, показ фильмов, восстановление фильмов и т.д., что является исключительно важным для отечественной кинематографии.
- Поддержка сохранения традиционной народной культуры, развития народного художественного творчества организациями в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности (домами (центрами) народного творчества, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа и другими организациями).
Данная формулировка направлена на обеспечение сохранения традиционной народной культуры и на закрепление видов организаций культуры, деятельность которых по сохранению традиционной народной культуры и развитию народного художественного творчества нуждается в государственной поддержке. Развитие сети указанных организаций в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности является одним из приоритетных направлений обеспечения доступности учреждений культуры клубного типа и домов творчества населению каждого субъекта Российской Федерации, что необходимо для обеспечения реализации конституционного права каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44 Конституции Российской Федерации).
Соответствующие изменения вносятся в статью 40 Основ законодательства о культуре и в Федеральный закон N 131-ФЗ - за органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов закрепляется полномочие по созданию условий для сохранения традиционной народной культуры, развития местного традиционного народного художественного творчества организациями в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности. Реализация этого полномочия позволит развивать сеть таких максимально доступных для местного населения организаций, что соответствует приоритету развития народной культуры и народного творчества. Особую актуальность это имеет для сельских поселений, где традиционно культурные организации клубного типа являются важнейшими, зачастую единственными "очагами" культуры, позволяющими привлекать население к занятию творчеством, художественной самодеятельностью.
Изменения в пункт 2 статьи 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ обусловлены вводимыми новыми полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и дополняют перечень видов имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона, имуществом:
- театров и концертных организаций субъекта Российской Федерации;
- организаций кинематографии субъекта Российской Федерации;
- государственных организаций в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности (домов (центров) народного творчества, культурно-досуговых учреждений клубного типа и других организаций субъекта Российской Федерации).
Проектом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры по поддержке народных художественных промыслов добавляется полномочие по поддержке ремесел. В соответствии со статьёй 3 Основ законодательства о культуре к культурным ценностям относятся, в том числе художественные промыслы и ремесла. Культурная деятельность в сфере художественных народных промыслов и ремёсел отнесена к области применения Основ законодательства о культуре (статья 4). Вместе с тем, в действующих формулировках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры не нашла отражение государственная и муниципальная поддержка ремёсел. В связи с этим в регионах возникают проблемы с осуществлением поддержки и обеспечением развития народных ремёсел, что не соотносится с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления поощрять деятельность граждан по занятию ремёслами, закреплённой в статье 30 Основ законодательства о культуре. Проект устраняет этот недостаток.
В полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры вносится уточняющее дополнение "в том числе услугами организаций кинематографии по показу фильмов". Предлагаемое изменение направлено на развитие услуг организаций кинематографии на местном уровне, на более широкую организацию показа фильмов в муниципальных кинотеатрах, кинозалах, домах культуры, клубах. Реализация этого полномочия будет способствовать наибольшей доступности для местного населения соответствующих услуг организаций кинематографии.
Ряд изменений направлен на согласование формулировок конкретных полномочий, закреплённых в разных законодательных актах.
В частности, проектом предлагается абзац третий части первой статьи 39 Основ законодательства о культуре изложить в редакции "организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов", что соответствует формулировке, закреплённой в статье 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Также предлагается унифицировать в Основах законодательства о культуре и в Федеральном законе N 184-ФЗ такое полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как "создание и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти)", заменив формулировку "организация учреждений" более корректной с точки зрения гражданского законодательства формулировкой "создание учреждений".
Проект также предполагает дополнение статей 39 и 40 Основ законодательства о культуре некоторыми полномочиями соответственно органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры, которые закреплены в Федеральном законе N 184-ФЗ и Федеральном законе N 131-ФЗ, но не нашли отражения в Основах законодательства о культуре. Закрепляются полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по формированию и содержанию архивных фондов субъекта Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов по формированию и содержанию архивов и по созданию муниципальных музеев.
Проект, в случае его принятия, будет способствовать более эффективной реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий в сфере культуры, позволит оказывать более действенную государственную и муниципальную поддержку, направленную на развитие культуры в регионах и муниципальных образованиях.
Реализация проекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 39 и 40 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39 и 40 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 39 и 40 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 39 и 40 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.