Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 215938-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части регулирования вопроса содержания животных на территории муниципального образования),
внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 марта 2013 года (протокол N 82, пункт 53) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 215938-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части регулирования вопроса содержания животных на территории муниципального образования), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия.
Законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 14 и часть 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) новыми положениями и отнести к вопросам местного значения поселений и городских округов утверждение правил содержания животных на соответствующих территориях. В связи с чем часть 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предлагается также дополнить новым видом имущества, находящегося в собственности поселения - имуществом, предназначенным для содержания безнадзорных животных.
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является обеспечение благоприятных условий безопасного совместного проживания человека и животных, приобретения и отлова животных, улучшение экологической обстановки и благополучия. При этом указывается на то, что во многих муниципальных образованиях приняты и применяются правила содержания животных, однако полномочия органов местного самоуправления в указанной части не урегулированы федеральным законодательством, в том числе по вопросу содержания безнадзорных животных.
Полагаем, что затронутая авторами законопроекта проблема заслуживает внимания и более четкого законодательного регулирования. Вместе с тем в представленной редакции законопроект не может быть поддержан по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 49 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, а также осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. Указанные полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) и их содержание определяется рядом отраслевых федеральных законов - Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) (статьи 3, 8), Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Следует также отметить, что в силу статьи 2 Закона о ветеринарии, а также статей 3 и 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Комитета, решение вопроса содержания животных, в том числе и безнадзорных, является одной из мер по осуществлению указанных полномочий и относится в большей степени к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, порядок обращения с безнадзорными животными определен статьями 230 и 231 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. Тем самым, определение органами местного самоуправления порядка использования безнадзорных животных уже предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Также следует учесть, что в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений и городских округов отнесено утверждение правил благоустройства соответствующих территорий. При этом Министерством регионального развития Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (приказ Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613), которые могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий города федерального значения для применения при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий. Так, разделом 8 указанных Методических рекомендаций определяется, что правила эксплуатации объектов благоустройства принимаются органом местного самоуправления, и в соответствии с пунктом 8.1.2 в состав правил эксплуатации объектов благоустройства рекомендуется включать раздел, регламентирующий вопросы содержания животных на территории муниципального образования. В соответствии с пунктом 8.10.7 Методических рекомендаций порядок содержания домашних животных на территории муниципального образования рекомендуется устанавливать решением представительного органа муниципального образования.
Таким образом, в настоящее время порядок содержания домашних животных может определяться органами местного самоуправления в рамках решения уже установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ вопроса местного значения.
Однако авторами законопроекта указанные положения не учтены.
Необходимо также отметить, что 23 марта 2011 г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными", определяющий, в том числе, и порядок содержания животных. В связи с этим полагаем, что обозначенная авторами законопроекта проблема может быть решена в рамках подготовки проекта федерального закона N 458458-5 ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие проекта федерального закона N 215938-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части регулирования вопроса содержания животных на территории муниципального образования), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.