Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 292499-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения судей Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения судей Российской Федерации", вносимым в соответствии с Постановлением VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года "О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития", решаются две задачи: обеспечение реализации механизма, предусмотренного проектом федерального закона "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи", и урегулирование вопросов реализации права судей, пребывающих в отставке, на получение страховой части трудовой пенсии по старости, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах в системе обязательного пенсионного страхования в связи с осуществлением деятельности, совместимой со статусом судьи.
Первая задача решается статьями 2 и 4 данного законопроекта путем внесения изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".
В соответствии с предлагаемой редакцией абзацев первого и второго пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав граждан в соответствии с Федеральным законом "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи" с учетом финансового обеспечения организации доставки пенсий, должны включаться в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с преобразованием пенсионных прав отдельных категорий граждан, а также порядок расчета объема этих средств должны определяться в том числе Федеральным законом "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи". Из Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" исключается указание на ежемесячное пожизненное содержание, тем самым исключается действие данного Федерального закона в отношении граждан, осуществлявших полномочия судьи.
Для решения второй задачи статьями 1 и 3 вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.
В настоящее время судьи вправе заниматься оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (подпункт 5 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Это правило распространяется и на судей в отставке. Кроме того, судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью (пункт 4 статьи 3 названного Закона).
Занимаясь иной оплачиваемой деятельностью, совместимой со статусом судьи, судьи являются застрахованными лицами, и за них в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако в силу пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" пребывающему в отставке судье выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое ежемесячное пожизненное содержание.
Следует подчеркнуть, что аналогичный вопрос в отношении средств, учтенных на индивидуальных лицевых счетах военнослужащих и приравненных к ним лиц, получающих пенсию за выслугу лет, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в 2005-2006 годах и был разрешен законодателем в 2008 году.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О указал на недопустимость положения, при котором возложенная на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не сопровождается предоставлением им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, страхового обеспечения с учетом уплаченных страховых взносов.
На основе этого Определения Конституционный Суд Российской Федерации принял также Определение от 11 мая 2006 года N 187-О, касающееся пенсионного обеспечения военных пенсионеров, работающих по трудовому договору.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 492-О сделан вывод о том, что ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям, пребывающим в отставке, по своему предназначению и правовой природе аналогично пенсии за выслугу лет, назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Законодателем в целях реализации правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", которым были созданы правовые основания для реализации гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, права на одновременное получение указанных пенсий и страховой части трудовой пенсии в порядке и на условиях, установленных законом.
На недопустимость ситуации, при которой судьи и члены их семей ставились бы в вопросах пенсионного обеспечения в худшее положение по сравнению с другими застрахованными лицами, указывал Конституционный Суд Российской Федерации и в постановлении от 19 ноября 2012 года N 27-П.
Поэтому назрела необходимость решить судьбу денежных средств, учтенных на индивидуальном лицевом счете судьи в отставке, получающего ежемесячное пожизненное содержание и занимающегося вышеназванной работой, поскольку указанные суммы по действующему законодательству не могут быть ему учтены в последующем при назначении трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) ввиду установления запрета на одновременное получение ежемесячного пожизненного содержания и иных видов пенсий (за исключением пенсии по инвалидности, назначенной вследствие военной травмы). Законопроект, таким образом, направлен на установление порядка, который уже применяется для других категорий граждан, и не создает каких-либо преференций именно для судей.
В связи с этим пункт 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" дополняется абзацем, согласно которому пребывающие в отставке судьи при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного данным Законом, и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Изменения вносятся также в пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий порядок исчисления страхового стажа. Предлагается установить, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости пребывающими в отставке судьями, получающими ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а в период работы судьей (пребывания в отставке), кроме того, совместимые со статусом судьи, и не включаются периоды работы и иной деятельности, учтенные при определении размера ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с указанным Законом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при внесении в данный Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансового обеспечения дополнительных расходов. В связи с этим в статье 5 законопроекта устанавливается, что выплата страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции законопроекта) пребывающим в отставке судьям, получающим ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", является расходным обязательством Пенсионного фонда Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения судей Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных затрат федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку страховая часть трудовой пенсии, выплата которой предусмотрена законопроектом, уже учтена на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения судей Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения судей Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.