Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Федеральным законом от 29.12.2012 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 276-ФЗ) внесены небольшие, но существенные изменения в порядок исчисления и выплаты пособий, которые выплачиваются за счет ФСС.
Примечание. Федеральный закон N 276-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 30.12.2012 и вступил в силу с этой даты, за исключением пп. "в" п. 9 ст. 1 данного закона.
Обязанности страхователя расширены. До сих пор он должен был выдавать застрахованному лицу справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы. Теперь он также будет выдавать справку о количестве календарных дней, приходящихся за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за данной справкой, и текущий календарный год на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы согласно законодательству РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом о страховых взносах*(1) не начислялись (изменен п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ)).
Подобно справке, которая, как и ранее, выдается при наличии сумм заработка и начисленных страховых взносов, данная справка оформляется страхователем в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у этого страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления.
В настоящее время разработана форма справки, выдававшейся до сих пор при начислении страховых взносов (Приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 4н), и порядок ее выдачи. Вероятно, форма новой справки разрабатываться не будет, а будет дополнена существующая. Надеемся, Минздравсоцразвития сделает это оперативно.
Если на день обращения застрахованного лица за пособием сам страхователь прекратил осуществление деятельности либо он не может выплатить сумму пособия в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, данные пособия назначаются и выплачиваются территориальным органом страховщика*(2). Это указано в п. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ.
Правда, происходит такая выплата не автоматически. Территориальный орган фонда должен убедиться в невозможности получения выплат от страхователя на основе документов, запрашиваемых самим фондом или предоставленных застрахованным лицом (Письмо ФСС РФ от 07.03.2012 N 15-07-11/12-2451).
К сведению. Данная процедура производится в соответствии с Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации*(3) и аналогичным документом в случае обращения за выплатой пособия по беременности и родам*(4).
Теперь в новой ч. 2.1 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ указывается, что если положение страхователя улучшилось и он все-таки выплатил те же пособия застрахованному лицу (ведь данная обязанность с него не снимается) после того, как это сделал территориальный орган ФСС, выплаченные таким органом суммы не засчитываются страхователю в уменьшение суммы страховых взносов, которые он должен уплатить в ФСС.
Отметим также, что помимо двух мотивов выплаты пособий непосредственно территориальным органом ФСС в п. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ появился еще один: отсутствие возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Действие новых положений ч. 4 и 9 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ распространяется на застрахованных лиц по фактам невыплаты им страхователями пособий, установленным решениями суда, вступившими в законную силу до дня начала действия Федерального закона N 276-ФЗ, но не исполненными на указанный день.
При этом появилось строгое условие: застрахованное лицо должно иметь вступившее в законную силу решение суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу. Кроме того, уточнено, что и в перечисленных в п. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ случаях территориальный орган ФСС не будет выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются за счет средств страхователя, а не ФСС, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 данного закона.
Часть 7 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ в прежней редакции позволяла организациям, получившим статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов согласно Федеральному закону от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и применяющим пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 58.1 Закона о страховых взносах, тем не менее получать от территориальных органов ФСС средства на выплату страхового обеспечения (за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травм за первые два дня временной нетрудоспособности) гражданам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с такими организациями.
Напомним, что ст. 58.1 Закона о страховых взносах не предусматривает, чтобы подобные организации делали бы какие-нибудь отчисления в ФСС. Но аналогичной льготой, позволяющей не перечислять страховые взносы в ФСС, обладают и некоторые другие категории страхователей:
- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (п. 9 ч. 1, ч. 3.3 ст. 58 Закона о страховых взносах);
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, основной вид деятельности которых указан в списке, приведенном в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах;
- аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающие ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах);
- некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, определенных ч. 5.1-5.3 ст. 58 Закона о страховых взносах (п. 11 ч. 1 ст. 58 данного закона);
- благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющие УСНО (п. 12 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона о страховых взносах).
Теперь данный порядок распространен и на них, и они также будут вправе получать от территориальных органов ФСС средства на выплату страхового обеспечения (за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые три дня временной нетрудоспособности) застрахованным лицам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с ними.
Все страхователи, пользующиеся такой льготой, включают в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС согласно Закону о страховых взносах в соответствующем календарном году. База не должна превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной в этом календарном году. То есть она рассчитывается в обычном порядке, как если бы ставка тарифа страховых взносов в ФСС для этих страхователей составляла бы не 0,0%, а 2,9% (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ дополнена ч. 2.2).
Согласно Федеральному закону от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"*(5) (далее - Федеральный закон N 21-ФЗ) с 01.01.2013 средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ*(6), на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
- периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом о страховых взносах не начислялись*(7) (изменен п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Теперь уточнено, что рассчитанный таким образом средний заработок не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом о страховых взносах на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ дополнена ч. 3.3).
Примечание. Ограничение, установленное ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, вступило в силу с 01.01.2013.
Пример
Пусть году начисления пособия по беременности и родам предшествуют 2011 и 2012 гг. В этот период предельная величина базы для начисления страховых взносов составила соответственно 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933) и 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974).
Таким образом, средний заработок для расчета указанного пособия не должен превышать 1 335, 62 руб. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730).
К сведению! С 01.01.2013 предельная величина базы для начисления страховых взносов равна 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276).
Е.С. Казаков,
эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 3, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Этот порядок распространяется также на застрахованных лиц, указанных в ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ, то есть на адвокатов, индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (нотариусов, занимающихся частной практикой, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ.
*(3) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2012 N 145н.
*(4) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 N 1472н.
*(5) Данный закон и комментарий к нему опубликованы в нашем журнале, N 6, 2011.
*(6) В общем случае имеются в виду два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
*(7) В первоначальной редакции Федерального закона N 212-ФЗ помимо этих двух периодов из расчета также предусматривалось исключать дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом. Но согласно ст. 2 Федерального закона N 276-ФЗ эти дни из п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ исключены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"