Индикаторы качества медицинской помощи в приемном отделении многопрофильной больницы
Разработка индикаторов качества для приемных отделений многопрофильных больниц необходима для повышения качества медицинских услуг и устранения дефектов процесса госпитализации.
Проблема управления качеством медицинской помощи (КМП) в приемных отделениях многопрофильных больниц имеет свою специфику, т.к. именно здесь больной получает первую помощь в условиях стационара. Для контроля ее качества необходимы научно-обоснованные критерии ее оценки. Учитывая, что функции приемного отделения существенно отличаются от задач других лечебно-диагностических отделений больницы, необходим научно обоснованный подход к выбору индикаторов качества с использованием современных управленческих технологий, а также разработка методики клинико-экспертной оценки КМП в приемных отделениях больниц.
При организации деятельности приемных отделений должна также учитываться потребность населения в экстренной помощи, оказываемой не только бригадами скорой медицинской помощи, но и специалистами приемных отделений, обеспечивающими преемственность между медицинскими организациями различного профиля и населением.
Разработка индикаторов качества для приемных отделений необходима для повышения качества медицинских услуг и устранения дефектов процесса госпитализации, а также для совершенствования управления данным процессом. Индикаторы необходимы для внутриведомственной и вневедомственной экспертизы качества предоставляемых медицинских услуг, а также при принятии судебных решений в спорных случаях. Особое значение оценка КМП приобретает в условиях функционирования системы ОМС и переходе на одноканальное финансирование.
Оценка КМП в приемном отделении многопрофильной больницы любого уровня должна основываться на Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и других нормативно-правовых актах в области управления КМП.
КМП во многом зависит от наличия ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, информационных) и от желания руководителей больницы и ее структурных подразделений к переменам в системе управления качеством. Оценка КМП в приемном отделении должна основываться на использовании современных технологий управления качеством, включая стандарты менеджмента качества. Наиболее перспективной и научно обоснованной является модель непрерывного повышения качества, которая включает мероприятия, проводимые на всех стадиях оказания медицинских услуг с целью повышения эффективности всех задействованных лечебно-диагностических и вспомогательных процессов.
Большое значение при создании системы оценки качества деятельности приемных отделений приобретает правильный выбор технологий, ресурсов и индикаторов, которые могут зависеть от оцениваемого объекта и быть специфичными для различных этапов и видов оказания медицинской помощи. В то же время они обязательно должны относиться к оцениваемому процессу и отражать его конкретные цели и конечные результаты. Так, например, расчет нагрузки на специалиста приемного отделения зависит от количества коек в стационаре, и не учитывает количество пациентов, фактически обратившихся в приемное отделение за медицинской помощью и затем по тем или иным причинам отказавшихся от госпитализации.
Таким образом, разработке индикаторов КМП в приемном отделении должен предшествовать глубокий анализ процесса оказания медицинских услуг. При этом необходимо учитывать:
- адекватность диагностических и лечебных мероприятий основным задачам приемного отделения, в частности прием и сортировка больных;
- возможность осуществления технологии процесса госпитализации в существующих условиях;
- реальную достижимость предполагаемых исходов, в частности определение профиля отделения с учетом тяжести состояния и нозологии:
- наличие ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, информационных) для обеспечения соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи по основной нозологии.
Е.Б. Марочкина,
первый МГМУ им. И.М. Сеченова,
Городская клиническая больница N 36, г. Москва
Е.И. Подгорбунских,
первый МГМУ им. И.М. Сеченова,
Городская клиническая больница N 36, г. Москва
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".