В высшем учебном заведении, финансируемом за счет средств федерального бюджета и имеющем государственную аккредитацию, обучаются, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанной категории обучающихся выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.
О какой стипендии при этом идет речь - повышенной, академической или социальной?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер стипендии, выплачиваемой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (государственной социальной стипендии), должен на 50% превышать величину государственной академической стипендии (не повышенной), установленной в федеральном образовательном учреждении.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением и иными мерами социальной поддержки, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Аналогичная норма содержится и в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон N 125-ФЗ), где указано, что студенты высших образовательных учреждений очной формы обучения, получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей, а сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на 50%. При этом Закон N 125-ФЗ, определив конкретные размеры стипендий, не устанавливает каких-либо критериев их назначения.
Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о высшем учебном заведении, финансируемом за счет средств федерального бюджета, то при определении порядка выплаты стипендий и оказания других форм материальной поддержки учащимся этих учреждений надлежит руководствоваться Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487 (далее - Типовое положение).
В п. 2 Типового положения приведен исчерпывающий перечень стипендий, которые назначаются студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях и научных организациях по очной форме обучения, в котором значатся государственные академические стипендии и государственные социальные стипендии. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, устанавливается государственная социальная стипендия (п. 24 Типового положения).
Размеры государственной академической и социальной стипендий определяются образовательным учреждением самостоятельно. Однако государственная академическая стипендия не может быть меньше минимального размера стипендии, установленного Законом N 125-ФЗ (п. 10 Типового положения), а государственная социальная стипендия не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом для учреждения соответствующего уровня профессионального образования (п. 11 Типового положения).
Толкуя п. 11 Типового положения в совокупности с п. 3 ст. 16 Закона N 125-ФЗ, мы полагаем, что размер стипендии, выплачиваемой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (государственной социальной стипендии), составляет произведение государственной академической стипендии, утвержденной образовательным учреждением, на коэффициент 1,5, то есть должен на 50% превышать величину государственной академической стипендии, установленной в федеральном образовательном учреждении. Обращаем Ваше внимание на то, что действующее законодательство устанавливает только минимальный предел размера стипендий. Таким образом, при наличии достаточного объема бюджетных средств, выделяемых на стипендиальное обеспечение студентов, размеры стипендий могут быть увеличены образовательным учреждением.
Пунктом 22 Типового положения предусмотрено право образовательного учреждения устанавливать повышенную академическую стипендию студентам, имеющим особые успехи в учебной, научно-исследовательской, общественной деятельности. Принимая во внимание, что повышенная академическая стипендия не поименована в списке стипендий, приведенном в п. 2 Типового положения, её можно квалифицировать как особый вид материального поощрения студентов, который должен быть специально регламентирован в локальном нормативном акте образовательного учреждения о распределении стипендиального фонда, утверждаемом ученым советом по согласованию со студенческой профсоюзной организацией (при её наличии) и с представителями студентов (п. 16 Типового положения). В этой связи мы считаем, что для определения размера государственной социальной стипендии во внимание должен приниматься размер государственной академической стипендии (не повышенной), установленный в конкретном образовательном учреждении для всех студентов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
21 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.