Пособия "по материнству": новшества-2013
Комментарий к письму ФСС России от 11.01.13 N 15-03-18/12-169 "О порядке назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в 2013 году".
Внесение изменений в порядок исчисления пособий по обязательному социальному страхованию стало уже ежегодной традицией. В 2013 году поправки затронули порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет (далее - детское пособие).
Эти изменения настолько существенны, что ФСС России посчитал необходимым разъяснить их в самом начале года, причём не только в комментируемом письме, но и в информации, размещённой на официальном сайте фонда 17 января 2013 года.
Актуальная нормативная база
Во-первых, к страховым случаям, наступившим с 1 января 2013 года, не применяются нормы части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.10 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Напомним, что ранее они предоставляли застрахованному лицу право выбрать один из двух вариантов расчёта среднего заработка для назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, а также ежемесячного детского пособия.
А это значит, что теперь в расчёт в обязательном порядке берутся два календарных года. Считать средний заработок за 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором начинается декретный отпуск или отпуск по уходу за ребёнком, больше нельзя.
Во-вторых, давно знакомый Федеральный закон от 29.12.06 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон N 255-ФЗ) теперь применяется в новой редакции (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 29.12.12 N 276-ФЗ). Причём касаются эти изменения именно порядка исчисления декретных и детских пособий.
Декретные и детские пособия: особый порядок исчисления среднего дневного заработка
С 1 января 2013 года применяется особый порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Порядок расчёта "обычных" больничных остался прежним.
Теперь средний дневной заработок для исчисления двух видов пособий "по материнству" определяется по следующему алгоритму. Суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком следует делить на число календарных дней в этом периоде. При этом число календарных дней за расчётный период уменьшается на так называемые исключаемые периоды. К ним относятся:
- периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком;
- период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Специалисты ФСС России особенно подчёркивают тот факт, что дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребёнком-инвалидом не исключаются из расчёта среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного детского пособия, поскольку данные выплаты облагаются страховыми взносами в соответствии с законом N 212-ФЗ.
Ведь в предыдущей редакции закона N 255-ФЗ (до принятия закона N 276-ФЗ) были перечислены не две, а три группы исключаемых периодов, и среди них как раз были указаны дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами. В новой же редакции эта оговорка исключена по указанным выше причинам.
Из описанной методики вытекают два важных вывода, которые также прокомментированы специалистами фонда.
Следствие N 1. Возможность замены лет
В числителе формулы для расчёта среднего заработка теперь однозначно берутся выплаты и вознаграждения за два календарных года. Это по сути те же самые выплаты и вознаграждения, которые принимаются в расчёт при исчислении "обычных" пособий. Поэтому к пособиям "декретницам" и родителям, осуществляющим уход за ребёнком до полутора лет, вполне можно применять общие положения части 1 статьи 14 закона N 255-ФЗ. Они и дают застрахованным лицам право на замену календарных годов (календарного года) расчётного периода.
В комментируемом письме подчёркивается, что это право на замену распространяется на страховые случаи (отпуска по беременности и родам, по уходу за ребёнком до полутора лет), наступившие с 1 января 2013 года.
Напомним, что замена одного или обоих лет расчётного периода предшествующими годами возможна в том случае, если в соответствующем году застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребёнком.
Но в любом случае замена производится не автоматически, а лишь при наличии заявления застрахованного лица. Более того, замена делается только в том случае, если она приводит к увеличению размера пособия. Иными словами, если работница, уходящая в декретный отпуск в 2013 году (или работник, уходящий в отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет в 2013 году), подаёт заявление о замене, придётся сделать два расчёта:
- по "стандартному" варианту - взять выплаты и вознаграждения за 2011 и 2012 годы;
- по варианту с заменой - взять выплаты и вознаграждения за указанные в заявлении годы (это могут быть разные сочетания, к примеру 2010 и 2012 год или, допустим, 2009 и 2010 годы и т.д., в зависимости от конкретных сроков предыдущих декретных отпусков и отпусков по уходу за детьми).
Следствие N 2. В знаменателе - календарные дни!
Пожалуй, самое главное следствие нового порядка в том, что при расчёте среднего заработка для выплаты декретных и детских пособий в знаменателе теперь нужно брать фактическое число календарных дней, приходящихся на расчётный период, с последующим уменьшением этого числа на количество календарных дней в исключаемых периодах, о которых уже было сказано выше.
Это весьма принципиальный момент, поскольку даже при отсутствии исключаемых периодов (если "образцовая" сотрудница за два предыдущих года не пропустила ни одного дня по болезни или по иным основаниям, для которых предусмотрено исключение дней из расчёта) далеко не всегда знаменатель окажется равным 730, как при расчёте "обычных" больничных.
К примеру, 2012 год был високосным, в нём было 366 дней. Это значит, что при назначении пособий "по материнству" в 2013 году (в общем случае нужно брать заработок за 2011 и 2012 годы) в знаменателе получится не 730, а 731 (365 + 366) день. То же самое будет и в 2014 году, когда расчётный период будет складываться из 2012 и 2013 годов.
Пример 1
Менеджер компании уходит в декретный отпуск с 20 марта 2013 года. В 2011 и 2012 годах она работала только в этой компании, оба года отработаны полностью (исключаемых периодов нет). Начисленная заработная плата и прочие выплаты, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России, составили 300 000 руб. за 2011 год и 360 000 руб. за 2012 год.
Расчёт пособия по беременности и родам (за "стандартные" 140 календарных дней) бухгалтер компании производит так. Определяет средний дневной заработок, исходя из фактических начислений (т.к. они не превышают предельных величин базы начисления страховых взносов за соответствующие годы) и фактического количества календарных дней в 2011-2012 годах (731). Он составит 902,87 руб. ((300 000 руб. + 360 000 руб.) : 731 дн.). Далее исчисляет сумму пособия, которая составит 126 402,18 руб. (902,87 руб. х 140 дн.).
Пособие по беременности и родам НДФЛ не облагается, поэтому на руки менеджеру должна быть выплачена именно эта сумма.
Может быть так, что работница была в предыдущих "материнских" отпусках (декретном, отпуску по уходу за ребёнком) в период с 2009 по 2011 год. По её заявлению бухгалтер производит замену 2011 года на 2008 год (т.е. расчётный период складывается из 2008 и 2012 годов и оба они високосные). В этом случае в знаменателе вообще получится аж 732 дня. На это, кстати, обращается внимание в информации, размещённой на сайте ФСС России.
Возвращение предельного размера пособия
Ещё одно новшество заключается в том, что законодатель вновь вернул понятие предельной величины среднего дневного заработка. Но сделано это только для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
По новому правилу средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать величину, определяемую путём деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с законом N 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком.
Отсюда опять же два важных вывода, которые фактически противоположны рассмотренным выше подходам к исчислению фактического среднего заработка:
- расчёт предельной величины среднего дневного заработка для пособий "по материнству" в любом случае производится исходя из предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, взятой за два предшествующих календарных года (в 2013 году - за 2011 год (463 000 руб.) и 2012 год (512 000 руб.) соответственно). И при этом совершенно не важно, производились ли фактически замены одного или обоих лет;
- в знаменателе для расчёта предельной величины среднего заработка берётся строго 730, опять же вне зависимости от реального количества календарных дней в тех двух годах, за которые взяты предельные величины базы начисления страховых взносов в ФСС России.
В результате получаем следующие цифры, озвученные специалистами фонда в комментируемом письме:
- 1335,62 руб. - предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, по страховым случаям, наступившим в 2013 году;
- 16 241,14 руб. - предельный (максимальный) размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в 2013 году (с учётом требований ч. 1 ст. 11.2 и ч. 5.1 ст. 14 закона N 255-ФЗ о порядке расчёта "детских" пособий).
Пример 2
Генеральный директор фирмы уходит в декретный отпуск с 4 марта 2013 года. Она работает в данной организации (и только в ней) с 2005 года. Фактическая сумма выплат и вознаграждений составила за 2011 год 600 000 руб., в том числе пособие по временной нетрудоспособности за 16 календарных дней в размере 26 000 руб., за 2012 год - 750 000 руб.
Однако страховые взносы в ФСС России начислялись только с части этих выплат, а именно пока начисления в пользу сотрудницы не превысили соответствующего предельного размера базы для начисления страховых взносов (463 000 руб. в 2011 году и 512 000 руб. в 2012 году).
Поэтому в расчёт среднего заработка для начисления пособия берутся только суммы, соответствующие предельным величинам. А в знаменателе по правилам из фактического количества календарных дней расчётного периода (731) исключается период временной нетрудоспособности (16 календарных дней).
Исходя из этого средний дневной заработок фактически составляет 1363,64 руб. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) : (731 дн. - 16 дн.)). И его размер превзошёл предельную величину среднего дневного заработка для декретных пособий в 2013 году (1335,62 руб. < 1363,64 руб.). Поэтому дальнейшее начисление производится с использованием указанной предельной величины и сумма причитающегося директору пособия составит 186 986,80 руб. (1335,62 руб. х 140 дн.).
Дополнение к справке о сумме заработка
При начислении декретных пособий в расчёт при определённых условиях могут приниматься те выплаты и вознаграждения, которые в расчётном периоде были получены застрахованным лицом от иных работодателей. Это давно уже не новость, и для этих целей применяется всем известная справка о сумме заработка, форма которой утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.11 N 4н.
В этой справке отражаются только те выплаты и вознаграждения, на которые начислялись взносы в ФСС России. То есть определить числитель для расчёта среднего заработка по ней можно без проблем.
Но теперь, как уже отмечалось выше, при определении знаменателя для расчёта пособий "по материнству" нужно вычитать календарные дни, приходящиеся на исключаемые периоды (периоды болезни, декретных отпусков, отпусков по уходу за ребёнком и т.д.). А такой информации в "старой" форме справки нет.
Одна из поправок, внесённых законом N 276-ФЗ, заключается в том, что теперь в обязанность работодателя вменено включать в справку о сумме заработка сведения о периодах временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам, по уходу за ребёнком, а также о периодах освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработка, если на сохраняемый заработок не начислялись страховые взносы в соответствии с законом N 212-ФЗ.
Безусловно, для этого нужно изменить форму справки, чего пока не сделано. Специалисты ФСС России в комментируемом письме, а также в информации на сайте пояснили, что вплоть до утверждения новой формы справки страхователю нужно выдавать в произвольной форме справку, содержащую сведения об исключаемых периодах, вместе со "старой" справкой о сумме заработка. Сделать это необходимо, как обычно, в день прекращения работы застрахованного лица либо при его обращении за справкой.
Лишнее основание для назначения пособия органом ФСС России
И наконец, последнее изменение.
До вступления в силу закона N 276-ФЗ в части 4 статьи 13 закона N 255-ФЗ было предусмотрено два основания, при которых назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребёнком осуществляются непосредственно территориальными органами ФСС России:
- прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;
- невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счёте в кредитной организации и применением очерёдности списания денежных средств со счёта, предусмотренной ГК РФ.
Теперь же в этот перечень добавлено третье условие: пособия будут начисляться территориальным органом ФСС России в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу. Причём это касается всех видов пособий, кроме той части пособия по временной нетрудоспособности, которая должна выплачиваться за счёт средств страхователя за первые три дня.
Эта норма распространяется при этом и на неисполненные решения суда, вступившие в законную силу до дня вступления в силу закона N 276-ФЗ.
Р. Ничук,
консультант
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru