Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

§ 5. Приемка услуг

§ 5. Приемка услуг

 

1. Приемка услуг по размещению и распространению рекламы

 

В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. 702-729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Исходя из этого, согласно ст. 720 ГК РФ приемка услуг должна происходить следующим образом.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом исполнителю.

В практике приемка услуг по размещению рекламы несколько отличается от той, которая предусмотрена законом. Исполнитель готовит акт об оказании услуг (он может называться иначе, например, "акт сдачи-приемки услуг", "акт о приемке услуг", "акт о предоставлении услуг") и передает его на подписание заказчику, точнее, направляет его заказчику. Часто этот акт он сопровождает отчетом о размещении рекламы (отчетом о монтаже) или фотографическим отчетом. После того как заказчик убедится в том, что реклама размещена, он подписывает акт и возвращает один экземпляр этого документа исполнителю. Таким образом, приемка происходит "виртуально", не выходя из офиса. Такая приемка не может гарантировать того, что реклама точно размещена и будет распространяться ежедневно в течение всего периода распространения рекламы. Исполнитель может разместить рекламу, сделать фотографию, и тут же или на следующий день удалить рекламу и разместить на этом месте на несколько дней рекламу другого клиента, выигрывая таким образом в цене, получив деньги за услуги и от того и от другого заказчика. За такого рода случаи мошенничества, конечно, должна наступать ответственность, предусмотренная уголовным законодательством. Правда, у заказчика есть возможность повлиять на случаи такой недобросовестности: например, потребовать от исполнителя систематического предоставления фотоотчетов в ходе распространения рекламы, и в интересах заказчика требовать эти фотоотчеты регулярно и как можно чаще, а также - возможность применения на этот случай к исполнителю соответствующих санкций, предусмотренных в договоре. Вместе с тем сам заказчик вправе проводить осмотр места размещения рекламы и в случае обнаружения недостатков (отсутствия рекламы) - сделать фотографию, составить документ об обнаружении недостатков и предъявить претензию исполнителю. О видах и способах возложения ответственности речь пойдет в § 8 настоящей главы. Здесь нужно только отметить, что такие случаи могут иметь место в практике рекламы, а также показать, как правильно должна проводиться приемка и какие у заказчика имеются возможности повлиять на качество предоставляемых ему услуг.

Приемка услуг по распространению рекламы проводится в таком же порядке, как и приемка услуг по размещению рекламы. В данном случае также имеется расхождение теории (т.е. тем, как эта приемка должна проводиться в соответствии с законом) с практикой (с тем, как приемка проводится фактически).

Период и сроки приемки услуг по распространению рекламы зависят от периода ее распространения. Поскольку этот период может составлять один или несколько месяцев, один год, а может и меньше месяца, соответствующим образом должны формулироваться и положения договора.

В данном случае будет рассмотрен наиболее распространенный вариант - когда реклама распространяется больше одного месяца. В таком случае в отношении приемки услуг по размещению и по распространению рекламы эти положения можно отразить в договоре следующим образом:

"После размещения рекламы стороны подписывают акт об оказании услуг по размещению рекламы.

По результатам размещения рекламы исполнитель представляет заказчику фотографический отчет (фотоотчет).

По истечении каждого календарного месяца распространения рекламы и после истечения срока ее распространения стороны подписывают акт об оказании услуг по распространению рекламы".

Если период распространения рекламы составляет один месяц или менее, и поскольку в этом случае его начало может приходиться не на начальный день календарного месяца, то сформулировать правило о приемке услуг по распространению рекламы можно так:

"По истечении календарного месяца распространения рекламы и после истечения срока ее распространения стороны подписывают акт об оказании услуг по распространению рекламы".

Формы документов, оформляемых при приемке услуг см. в образцах 15-25 гл. 2.

 

2. Периодичность подписания акта об оказании услуг по распространению рекламы: налоговая составляющая

 

Подписание акта об оказании услуг по распространению рекламы ежемесячно по окончании каждого календарного месяца или ежеквартально по окончании каждого квартала календарного года - это вопрос, который решается сообразуясь с положениями законодательства о налогах и сборах и о бухгалтерском учете, поскольку услуги по распространению рекламы в этих случаях будут считаться длящимися, соответственно и на расходы они могут быть отнесены также в течение определенного периода (помесячно или поквартально).

Операции по реализации услуг по изготовлению рекламных конструкций или рекламных носителей, а также по изготовлению и размещению рекламы облагаются НДС, плательщиком которого является исполнитель (рекламораспространитель, рекламопроизводитель). Поскольку налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ), следовательно, исполнитель уплачивает налог по операциям, осуществленным в этот период.

В отношении деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций может применяться специальный налоговый режим "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".

Исходя из п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Также эти организации не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Надо отметить, что законодательством предусмотрены условия, при которых организация не вправе переходить на уплату единого налога. Чаще всего это касается крупного бизнеса: организаций с определенной среднесписочной численностью работников, крупнейших налогоплательщиков, налоговое администрирование которых осуществляется на федеральном и региональном уровнях, и т.п. Однако такие случаи в данном пункте не затрагиваются. Здесь лишь будет проанализирован вариант, когда рекламораспространитель является плательщиком единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Что касается рекламодателя, то его интересуют собственные вопросы, а именно те, которые связаны с уплатой им налога на прибыль, если только он не освобожден от его уплаты (например, в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы"). Расходы на рекламу являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поэтому прежде всего его интересует то, когда он может отнести уплаченные исполнителю за услуги денежные средства на расходы, связанные с производством и (или) реализацией, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, - месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы по налогу на прибыль признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Согласно п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов, связанных с производством и реализацией, признается, в частности: дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей; дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).

Таким образом, вопрос о периодичности подписания акта об оказании длящихся услуг по распространению рекламы решается самими сторонами, но в большей степени это дело исполнителя (рекламораспространителя), и соответствующее положение он должен предусмотреть в типовом договоре, который использует в своей деятельности.

Если период распространения рекламы составляет длительный период, например, один год, и в договоре необходимо предусмотреть условие не о ежемесячном, а о ежеквартальном подписании актов об оказании услуг по распространению рекламы, и поскольку в этом случае начало периода распространения может приходиться не на начальный день календарного месяца, сформулировать соответствующее правило можно так:

"По истечении каждого квартала календарного года в течение периода распространения рекламы, а также после истечения срока ее распространения стороны подписывают акт об оказании услуг по распространению рекламы".

 

3. Заявление об обнаружении недостатков

 

Если заказчик обнаружил недостатки качества услуг, он обязан заявить о них исполнителю, поскольку согласно законодательству заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении (п. 1 и 2 ст. 720 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 720 ГК РФ заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки). Однако эта норма закона диспозитивна и поэтому дает сторонам возможность предусмотреть в договоре иные правила. В связи с этим можно, например, предусмотреть положение о том, что если заказчик принял работу без проверки, то он вправе предъявить требования об устранении недостатков до момента получения фотоотчета от исполнителя, поскольку такой фотоотчет может быть представлен позднее акта об оказании услуг; либо стороны могут установить иной срок для предъявления требований об устранении недостатков.

Необходимо еще раз подчеркнуть важность приемки услуг именно в том порядке, который предусмотрен законодательством, в противном случае сторонам нужно тогда приемлемым образом формулировать соответствующие условия договора.

Что касается скрытых недостатков, т.е. тех, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки, в том числе таких, которые были умышленно скрыты, то заказчик, обнаруживший такие недостатки и отступления от договора после приемки работы, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружении (п. 4 ст. 720 ГК РФ).

В самом простом виде правило об обнаружении недостатков можно сформулировать следующим образом:

"В случае обнаружения недостатков в ходе приемки услуг заказчик обязан указать такие недостатки в самом акте или в ином документе, удостоверяющем приемку, а свои возражения изложить в письменной форме и передать их на рассмотрение исполнителю".

Уведомления об обнаруженных недостатках в ходе приемки услуг по размещению и по распространению рекламы (возражения по качеству услуг, требование об устранении недостатков) приведены в образцах 30 и 31 гл. 2.

 

4. Рассмотрение возражений по качеству услуг

 

Исполнитель обязан рассмотреть возражения заказчика и уведомить его о результатах рассмотрения. При этом должны быть предусмотрены следующие правила: если недостатки имели место по вине исполнителя, то он обязан устранить их за свой счет; если же недостатки имели место по вине заказчика, то их устранение производится за счет заказчика (если, конечно, иное не оговорено сторонами).

Все эти положения можно зафиксировать так:

"Исполнитель обязан рассмотреть возражения заказчика и уведомить его о результатах рассмотрения.

Если недостатки возникли по вине исполнителя, то он обязан устранить их за свой счет.

Если недостатки возникли по вине заказчика, то их устранение производится за его счет".

Формы документов, оформляемых при рассмотрении возражений по качеству услуг и связанных с устранением недостатков, см. в образцах 32-41 гл. 2.

 

5. Последствия несоблюдения заказчиком правил о приемке

 

В практике возможны случаи, когда заказчик уклоняется от подписания документов о приемке услуг, необоснованно затягивает их подписание. Здесь исполнителю целесообразно иметь юридическую возможность пресечь такие злоупотребления. Допускается предусмотреть в договоре положение о том, что при необоснованном уклонении заказчика от подписания акта об оказании услуг и несоблюдении им положений договора о приемке услуг, в том числе сроков подписания актов, иных отчетных документов, заявления возражений, услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми заказчиком.

В данном случае снова следует обратить внимание на положения п. 2 ст. 720 ГК РФ: заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

Кроме того, такое положение договора будет полностью соответствовать п. 3 ст. 158 ГК РФ. Молчание заказчика, который в установленный срок не принял работу или не заявил возражений, будет признаваться в этом случае выражением воли, направленной на совершение сделки, т.е. на приемку работы.

Согласно п. 7 ст. 720 ГК РФ если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) вещи признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача вещи должна была состояться. Это правило предусмотрено для классических подрядных правоотношений. Применяя по аналогии положения этого пункта к приемке услуг по размещению рекламы, можно сделать вывод, что если уклонение заказчика от принятия услуг повлекло за собой просрочку в их сдаче, риски, связанные с размещением рекламы (например, связанные с хищением размещенного рекламного носителя), переходят к заказчику. Соответствующее правило можно отразить в договоре так:

"При необоснованном уклонении заказчика от подписания акта об оказании услуг и несоблюдении им положений настоящего Договора о приемке услуг, в том числе сроков подписания актов, иных отчетных документов, заявления возражений, услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми заказчиком".

 

6. Приемка иных услуг

 

В договоре целесообразно предусмотреть также норму, в соответствии с которой предусмотренные в нем правила о приемке услуг по размещению и распространению рекламы применяются к приемке отдельных оказываемых услуг, а также документации. Например, такой отдельной услугой может быть устранение недостатков, возникших по вине заказчика, а документом - фотоотчет.

Ответ на вопрос, можно ли применить правила о приемке услуг по размещению и распространению рекламы к приемке (утверждению) заказчиком макета рекламы, утверждению заказчиком места (адреса) расположения рекламной конструкции, вида (типа) рекламной конструкции и рекламного носителя либо демонстрационной (рекламной) поверхности, стороны демонстрационной (рекламной) поверхности, размера и количества рекламных конструкций и носителей и иных параметров рекламного носителя и условий, которые должны быть указаны в соответствующем приложении к договору, должен быть отрицательный. Без утверждения этих параметров и условий заказчиком (а точнее, без согласования этих условий сторонами в соответствующем приложении) договор в силу ст. 432 ГК РФ будет считаться незаключенным.

Таким образом, эта отсылочная норма может выглядеть так:

"Если иное не предусмотрено настоящим Договором, положения о приемке услуг по размещению и распространению рекламы применяются к приемке иных услуг или документации".

Почему "если иное не предусмотрено настоящим договором"? Потому что конкретные сроки приемки и подписания тех или иных документов могут быть предусмотрены в специальном разделе договора, о котором пойдет речь далее, в § 6.