"Правила финансирования предупредительных мер в 2013 году" (интервью с О.И. Михальчук, начальником отдела организации профилактики производственного травматизма и профзаболеваний Департамента страхования профессиональных рисков ФСС РФ)
О новых правилах финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма редакции рассказала Оксана Ивановна Михальчук, начальник отдела организации профилактики производственного травматизма и профзаболеваний Департамента страхования профессиональных рисков ФСС РФ.
- Здравствуйте, Оксана Ивановна! Минтруд России разработал новые правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Да, с 1 января 2013 года вводятся в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
Примечание. Далее по тексту - Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Оксана Ивановна, какие меры могут предупредить производственный травматизм?
К мерам, предупреждающим производственный травматизм, в частности, относятся аттестация рабочих мест по условиям труда, обучение охране труда определенных категорий сотрудников, приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Полный перечень мероприятий приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Этот перечень закрытый или страхователь может по своему усмотрению предпринять какие-то действия, которые, по его мнению, снизят риск травматизма?
Страхователь вправе проводить любые мероприятия, направленные на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний, за счет собственных средств. Но за счет средств фонда он может проводить только те мероприятия, которые определены в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Оксана Ивановна, как производится финансирование предупредительных мер?
Предупредительные меры страхователь финансирует за счет собственных средств. Часть средств фонд ему может зачесть в счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай травматизма, которые страхователь должен перечислить в ФСС РФ в 2013 году.
Эти средства не могут превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за 2012 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных им в 2012 году.
Примечание. Об этом говорится в пункте 2 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- А что нужно сделать страхователю, чтобы получить разрешение направить на финансирование предупредительных мер часть страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай травматизма?
До 1 августа 2013 года страхователь либо лицо, представляющее его интересы, должны обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации. Рекомендуемая форма заявления приведена в приложении 1 к приказу ФСС РФ от 20.02.2008 N 37.
К заявлению нужно приложить, во-первых, план финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году. Его форма утверждена приложением к Правилам, утвержденным приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
В плане финансового обеспечения предупредительных мер страхователю необходимо указать:
- обоснование для проведения предупредительных мер - план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанный по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и (или) коллективный договор, соглашение по охране труда;
- выбранные мероприятия;
- сумму финансирования.
Во-вторых, к заявлению страхователь должен приложить копии или выписки из документов, которые он указал в обосновании, то есть копии коллективного договора, соглашения по охране труда или плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
Примечание. Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда
Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать сотрудникам безопасные условия и охрану труда. На мероприятия по улучшению условий и охраны труда он должен направить не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
- Могут ли потребоваться дополнительные документы для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер?
Да, обязательно, без них территориальный орган ФСС не примет заявление к рассмотрению. Но какие документы конкретно будут нужны, зависит от мероприятия, на которое страхователь направляет средства. Например, если в план финансового обеспечения предупредительных мер включено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, то к заявлению страхователь должен приложить:
- копию приказа о создании аттестационной комиссии для подготовки и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- копию договора с аккредитованной аттестующей организацией, в котором должны быть указаны количество рабочих мест, подлежащих аттестации, и стоимость ее проведения;
- копию уведомления Минтруда России о включении аттестующей организации в Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Документы, прилагающиеся к заявлению, подает страхователь или лицо, представляющее его интересы.
Примечание. Полный перечень дополнительных документов в зависимости от мероприятия приведен в пункте 4 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
Примечание. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
- Оксана Ивановна, среди дополнительных документов вы назвали копию уведомления Минтруда России о включении аттестующей организации в Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. А разве не может ФСС РФ получить этот документ в рамках межведомственного взаимодействия, направив запрос в Минтруд России?
Вы правы, для получения необходимых документов территориальный орган фонда может оформить межведомственный запрос.
Например, страхователь включил в план финансового обеспечения предупредительных мер проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В этом случае в Минтруде России будут запрошены сведения о включении аттестующей организации в Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
- Значит ли это, что страхователь среди дополнительных документов может не подавать копию уведомления Минтруда России о включении аттестующей организации в Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда? Если ее не представить, то не посчитает ли фонд комплект документов неполным, что даст основание для отказа?
Страхователь может не представлять копии документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, так как их может получить фонд в рамках межведомственного взаимодействия.
Однако страхователь должен быть уверен, что необходимые документы будут получены посредством межведомственного запроса. Ведь если требуемая информация не будет получена, фонд оформит отказ в связи с представлением страхователем недостоверной информации. Например, аттестующая организация, указанная в договоре, представленном страхователем, не включена в Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Соответственно посредством межведомственного запроса информация о ней получена не будет.
Примечание. Все документы, которые могут быть запрошены территориальным органом фонда в рамках межведомственного взаимодействия, перечислены в пункте 5 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Оксана Ивановна, а как понимать текст последнего абзаца пункта 5 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н? В нем говорится, что все документы (их копии), сведения о которых могут быть запрошены фондом в рамках межведомственного взаимодействия, страхователь может представить в фонд самостоятельно.
Страхователь сам решает, будет ли он представлять необходимые документы из перечисленных в пункте 5 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, или сведения о них территориальный орган фонда получит посредством межведомственного запроса.
- Есть ли какие-то требования к копиям документов, например, как они должны быть заверены?
Все копии прилагаемых к заявлению документов должны быть заверены печатью страхователя.
- Может ли фонд потребовать от страхователя представить другие документы, кроме указанных в Правилах, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н?
Нет, это не допускается.
- А если страхователь представил неполный комплект документов, фонд примет заявление к рассмотрению?
Нет, не примет. Но страхователь может повторно обратиться с заявлением в фонд, приложив к нему полный комплект документов. Главное, успеть это сделать не позднее 1 августа 2013 года.
Примечание. Об этом сказано в пункте 6 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Оксана Ивановна, в какие сроки территориальный орган ФСС принимает решение о финансировании предупредительных мер или об отказе в финансировании?
В отношении страхователей, которые за 2012 год перечислили в ФСС РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай травматизма в размере до 7 млн. руб. включительно, территориальный орган фонда примет решение в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов.
Если сумма страховых взносов, начисленных страхователем за 2012 год, составляет более 7 млн. руб., решение территориальный орган фонда примет после согласования его с ФСС РФ.
В течение трех рабочих дней со дня получения от страхователя полного комплекта документов он направит их на согласование в ФСС РФ. Фонд должен согласовать представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Примечание. Такой порядок установлен в пункте 7 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Может ли страхователь проводить запланированные мероприятия, не дожидаясь, когда его заявление будет рассмотрено?
Может. Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, введены в действие с 1 января 2013 года. Таким образом, расходы страхователей на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2013 году, в том числе до получения разрешения, которые они производят в соответствии с указанными правилами и подтверждают в установленном порядке, подлежат зачету в счет разрешенной в текущем году суммы финансирования.
- А как оформляется решение о финансировании предупредительных мер?
Свое решение территориальный орган фонда оформляет приказом. Рекомендуемая форма приказа приведена в приложении N 2 к приказу ФСС РФ от 20.02.2008 N 37.
Решение направляется страхователю в трехдневный срок с даты его принятия или получения согласования из фонда.
Если территориальный орган фонда принял решение отказать страхователю в финансовом обеспечении, страхователю направляется решение, оформленное приказом с указанием причин отказа.
Примечание. Об этом сказано в пункте 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Оксана Ивановна, по каким причинам фонд может отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер?
Решение об отказе территориальный орган фонда может принять:
- если на день подачи заявления у страхователя есть недоимка по страховым взносам, неуплаченные пени и штрафы;
- представленные страхователем документы содержат недостоверную информацию;
- предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2013 год полностью распределены.
Примечание. Отказ можно обжаловать
Решение территориального органа фонда об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь может обжаловать в вышестоящем органе фонда или в суде (п. 10 Правил). Порядок обжалования установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
- Поясните, пожалуйста, последнюю причину отказа.
В бюджете ФСС РФ на текущий год утверждена определенная сумма ассигнований, которая может быть использована страхователями на финансовое обеспечение предупредительных мер. Она распределена между территориальными органами фонда и может перераспределяться между регионами в соответствии с фактическими обращениями страхователей.
Однако если в целом все средства по указанной статье уже распределены между страхователями, то в такой ситуации территориальный орган фонда может отказать страхователям. Тем не менее ФСС РФ старается полностью использовать утвержденные бюджетом средства на проведение указанного мероприятия и удовлетворить всех обратившихся страхователей.
Поэтому фонду очень важно своевременно получить информацию от страхователей, которые получили разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер, но не смогут их использовать по объективным причинам (например, при реорганизации компании). Имея такую информацию, фонд перераспределит средства между другими своевременно обратившимися страхователями.
- А может ли территориальный орган фонда отказать в финансировании предупредительных мер по другим основаниям?
Нет, отказ по другим основаниям недопустим.
- Если фонд отказал в финансировании предупредительных мер, может ли страхователь не проводить мероприятия?
В этой ситуации страхователь сам решает, как ему быть. Только практически все мероприятия, направленные на снижение травматизма и профзаболеваемости, страхователь обязан проводить согласно соответствующим статьям Трудового кодекса.
Например, статья 212 ТК РФ обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников, в частности проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, приобретать средства индивидуальной защиты, организовывать проведение медицинских осмотров.
- Оксана Ивановна, как страхователь должен отчитываться об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер?
Страхователь должен вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и отражать их в расчете по форме-4 ФСС.
Примечание. Форма-4 ФСС утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н.
В форме-4 ФСС для этого предусмотрена строка 9 таблицы 8 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения".
Одновременно с представлением расчета по форме-4 ФСС страхователь ежеквартально должен представлять в территориальный орган фонда по месту регистрации отчет об использовании средств с обязательным приложением документов, подтверждающих их целевое использование.
Рекомендуемая форма отчета приведена в приложении 1 к письму ФСС РФ от 25.01.2013 N 15-03-11/07-859.
Примечание. Об этом сказано в пункте 11 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- А какие документы страхователь должен приложить к отчету, если он, например, направил средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда?
В этом случае к отчету страхователь должен приложить финансовые документы, подтверждающие произведенные расходы на выполнение работ согласно документам, которые страхователь представлял для получения разрешения на финансовое обеспечение предупредительных мер (договор, счета, счета-фактуры, платежные поручения и т.п.).
Кроме того, нужно приложить копии документов о факте выполнения работ, например:
- акт выполненных работ по результатам исполнения договора на проведение работ по аттестации рабочих мест;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Страхователь также может представить приказ о завершении аттестации и заключение (при его наличии) по результатам государственной экспертизы качества проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда Главного Управления по труду и занятости населения.
- А если страхователь использовал выделенные средства на другие цели или использовал их не полностью?
Страхователь несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом. В случае неполного использования указанных средств он обязан сообщить об этом в территориальный орган фонда по месту своей регистрации до 10 октября 2013 года.
Примечание. Об этом сказано в пункте 12 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
- Оксана Ивановна, может ли фонд принять к зачету расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании?
Нет, такие расходы фонд к зачету не примет.
- Большое спасибо, Оксана Ивановна.
Н.А. Яманова,
научный редактор журнала "Зарплата"
"Зарплата", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия