После жизни
Правовые и нравственные проблемы.
Право человека на достойное отношение к его телу производно от закрепленных в ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ прав каждого на государственную охрану достоинства личности и на личную неприкосновенность. Однако, если в Средние века тела для исследований выкапывались из могил тайно, под покровом ночи, то современное законодательство к патолого-анатомическому вскрытию относится достаточно лояльно.
В силу ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определено право каждого на волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти, в том числе относительно согласия или несогласия быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию: установлено, что действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего (а при отсутствии такового - согласно воле родственников).
Презумпция согласия на вскрытие
Однако Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) фактически установлена презумпция согласия на патолого-анатомическое вскрытие ("вскрытие разрешено, если не запрещено умершим либо родственниками"). В этом духе ст. 8 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (далее - Закон о трансплантации) закрепляет и презумпцию на изъятие органов и (или) тканей.
Презумпция фактически возведена в абсолют, поскольку в самом законе отсутствует порядок подачи и рассмотрения заявлений о запрете вскрытия трупа. В ст. 67 Закона об охране здоровья говорится, что по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии - иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится.
Однако неясно, в чей адрес должны быть адресованы указанные заявления, в каком порядке они могут быть поданы и как должны рассматриваться. Не вносит определенность и аналогичная по содержанию ст. 8 Закона о трансплантации, которая гласит: изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.
Непонятно, в какой форме и какое именно учреждение следует ставить в известность. Пункт 2 Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий (утв. Приказом Минздравмедпрома РФ от 29 апреля 1994 г. N 82) лишь указывает на то, что разрешение на выдачу трупа без вскрытия принадлежит главному врачу или его заместителю по лечебной работе, а в период отсутствия - дежурному врачу больницы, об отмене вскрытия главный врач (заместитель, дежурный врач) дает письменное указание в карте стационарного больного с обоснованием причины отмены вскрытия.
Анализируя вышеуказанные положения закона, можно прийти к выводу, что Минздрав России заинтересован во вскрытии трупов и в изъятии органов и тканей. Хорошо это или плохо - вопрос другой. Полагаем, что бесчеловечно ставить какие-либо условия, связанные с оформлением волеизъявления на запрет вскрытия трупа, убитым горем родственникам. Отсюда вывод - никакой презумпции согласия на вскрытие быть не должно.
Статья 67 Закона об охране здоровья допускает вскрытие вопреки волеизъявлению умершего и его родственников в случаях:
1) подозрения на насильственную смерть;
2) невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
5) смерти:
а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;
6) рождения мертвого ребенка;
7) необходимости судебно-медицинского исследования.
Данный перечень впервые закреплен на уровне закона, ранее он полулегально был определен Приказом Минздрава РФ от 29 апреля 1994 г. N 82 - полулегально потому, что Минздраву РФ подобных полномочий никто не предоставлял.
Признаки насильственной смерти
Не вдаваясь в проблему обоснованности появления в законе достаточного широкого перечня исключений, допускающих патолого-анатомические вскрытия в отсутствие согласия умершего и его родственников, следует отметить, что на практике более чем в половине случаев на судебно-медицинское исследование направляются трупы граждан без достаточных подозрений на насильственную смерть и без указания обстоятельств смерти. В некоторых регионах руководство лечебно-профилактических учреждений дает указания врачам даже при отсутствии признаков насильственной смерти не выдавать медицинские свидетельства о смерти умершим на дому со ссылкой на тот факт, что они не наблюдали своих пациентов в течение длительного периода, а вызывать сотрудников милиции. При этом случаи предоставления с трупом копии протокола осмотра трупа на месте его обнаружения являются единичными.
В результате согласно следственной практике к признакам насильственной смерти относят обнаружение трупа лица, не достигшего возраста 70 лет и не страдавшего какими-либо заболеваниями, опасными для здоровья, которые могут повлечь летальный исход. За подобные действия не несут никакой ответственности не только медицинские, но и следственные работники, ведь контроль за этой сферой следствия не является приоритетным.
Доля вскрытий трупов в России составляет примерно 90%. При этом судебные медики сами нередко отмечают, что излишняя нагрузка отражается на качестве проводимых исследований, повышает риск инфекционных заболеваний среди патологоанатомов. Недостаточное внимание к данной правовой и нравственной проблеме, безусловно, является следствием обесценивания человеческой жизни и прав ныне здравствующих российских граждан.
Ю. Чурилов,
адвокат АП
Курской области
"Новая адвокатская газета", N 5, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.