"Участвовать нельзя пропустить": где поставить запятую? (алкотест)
Главный двигатель торговли, как известно, реклама. Поэтому производители любой, даже не слишком полезной для здоровья продукции популяризируют и "продвигают" ее любыми законными способами. Между тем для производителей алкоголя способов этих становится всё меньше. При этом некоторые законодательные изменения приводят к парадоксальным, курьезным коллизиям. К примеру, "алкогольные" компании могут принимать участие в выставках, но так, чтобы ни одно их действие не являлось рекламой. Скажете, это невозможно? По мнению Федеральной антимонопольной службы, очень даже возможно.
За последние несколько лет мы очень часто слышим от чиновников различных уровней власти о том, что государство намерено жестко и неотступно бороться с алкоголизацией населения нашей страны. Вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что такая борьба нам действительно нужна. Уже на протяжении нескольких лет Россия входит в десятку самых пьющих стран мира. В связи с этим за непродолжительный период времени в отдельные нормативно-правовые акты были внесены изменения, которые устанавливают ограничения на продажу алкоголя после 23:00, запрещают продажу алкоголя в палатках, ужесточают ответственность продавцов и производителей алкогольной продукции.
Пьянству - бой!
Не осталась без внимания законодателей и сфера рекламы алкогольной продукции, т.к. реклама во все времена была двигателем торговли. За последний год в Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее ФЗ о рекламе) дважды вносились изменения, которые вступили в силу с 1.07.2012 г. и с 1.01.2013 г.
Хотелось бы отдельно поговорить о выставках, в рамках которых очень часто принимают участие и производители алкогольной продукции. Выставка для них - это не только возможность себя показать, но и возможность посмотреть других. Любая выставка - это вопрос престижа для участника. И здесь компании стараются не скупиться: строят невероятно дорогие и сложные выставочные стенды, придумывают уникальные развлекательные шоу, чтобы привлечь внимание посетителей выставки именно к своей компании, раздают бесплатные подарки и т.д. Так что же изменилось после внесения изменений в ФЗ "О рекламе" для производителей алкогольной продукции?
What is that?
Необходимо оговориться, что законодатели в 2011 г. несколько уточнили определение алкогольной продукции и теперь под ней понимается (согласно подп. "г" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее ФЗ N 218)) пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: спиртные напитки (в т.ч. водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Рекламой же признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 1 ФЗ о рекламе).
Исходя из такого определения рекламы, каждый здравомыслящий человек скажет, что выставка - это реклама.
То есть мы имеем законодательное определение терминов "алкогольная продукция", "реклама", но не имеем ни одного нормативно-правового акта, который бы закреплял порядок проведения выставок или хотя бы определял, что можно считать выставкой и какими нормативно-правовыми актами должна регулироваться данная сфера, который бы предъявлял требования к экспонентам.
Видится, что такое законодательное упущение является достаточно серьезной преградой для производителей алкогольной продукции, особенно если принимать во внимание вступление России в ВТО. Зарубежные производители при ввозе продукции на территорию нашей страны, имея немалые проблемы с таможенным законодательством, должны еще вникать и в тонкости рекламирования подобной продукции, и получается, что участие в выставке для них становится затратным и бессмысленным.
Alco-show is closed?
А дело в следующем. Ни для кого не секрет, что в крупных городах России ежегодно проходят различные выставки (автомобильные, сельскохозяйственные, продуктовые, медицинские и т.д.). В феврале этого года состоялась ежегодная выставка "ПРОДЭКСПО", в рамках которой участие принимают производители пищевой продукции, причем как российские, так и зарубежные, а также традиционно участвовали и производители алкогольной продукции. Но с 1.01.2013 г. в ФЗ о рекламе вступили изменения в части рекламы алкогольной продукции, которые, по сути, устанавливают запрет почти на любую рекламу алкоголя (ст. 21 ФЗ о рекламе). Теперь мы не должны ее видеть в общественном транспорте, на телевидении, в печатных изданиях, а также была запрещена дегустация продукции вне рамок специально отведенных для этого местах.
Безусловно, что после таких изменений организаторы выставки заволновались, ведь выставочный стенд могут признать рекламой, и дальше - только... штрафы. Ознакомившись с нововведениями многие производители вовсе отказались от участия в выставках, пояснив это тем, что "просто не видят в этом смысла". Чтобы как-то прояснить ситуацию, ЦВК "ЭКСПОЦЕНТР", в котором должна была пройти выставка, обратился с официальном письмом в ФАС России с просьбой разъяснить положения законодательства в сфере рекламы относительно возможности участия производителей алкогольной продукции в выставочных мероприятиях.
Show must go on
В своем ответе ФАС на запрос ЦВК "ЭКСПОЦЕНТР" "О рекламе алкогольной продукции" указала на то, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5% и более объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в т.ч. в дегустационных залах таких торговых объектов (ч. 2.1. ст. 21 ФЗ о рекламе).
Поэтому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в выставочных залах. Но сам факт участия производителей или продавцов в выставках и (или) ярмарках не подпадает в сферу регулирования ФЗ о рекламе.
Далее, чтобы, видимо, уточнить свой ответ, ФАС рассказала, как можно участвовать в выставке и при этом ничего не рекламировать. В рамках выставки рекламой не будут признаваться:
- информация о производимой или реализуемой алкогольной продукции, размещенная на выставочном стенде производителя или продавца указанной продукции;
- сведения о названии алкогольной продукции, наименовании ее производителя;
- информационно-справочные материалы и аналитически материалы, не имеющие основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Но если оформление выставочного стенда привлекает внимание к конкретному товару и данный товар выделяется среди однородных, указанная информация может быть признана рекламой.
А что касается дегустации алкогольной продукции, то организация дегустации и проведение дегустационных конкурсов вне стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, не допускаются (ч. 4 ст. 21 ФЗ о рекламе).
То есть ФАС России своим разъяснением запретила всё то, что раньше было разрешено. И из смысла этого ответа ФАС можно сделать следующие выводы: реклама алкогольной продукции в выставочных залах запрещена. Производители могут принимать участие в выставках, но так, чтобы ни одно их действие (а также сам внешний вид выставочного стенда) не являлось рекламой, т.е. действовать в рамках правила "разрешено всё, что не запрещено", дегустация же алкоголя на выставках строго запрещена.
Также, чтобы все перестали волноваться, в одном из интервью представитель ФАС России заверил, что никаких специальных рейдов и проверок на подобных мероприятиях никто не планирует проводить. И проверка может быть только в случае, если от граждан поступят заявления, на которые ФАС обязана прореагировать.
Элементарно, "ватсоны"!
В общем, получив такое объяснение, организаторы выставки, конечно, остались недовольны и решили обратиться в Торгово-промышленную палату, чтобы за круглым столом встретились представители всех заинтересованных сторон. Встреча состоялась. На ней представитель ФАС России представила новое пояснительное письмо, которое, конечно, обрадовало производителей алкогольной продукции, но и породило много вопросов. Ответ заключался в следующем: выставка сама по себе рекламой не является и, соответственно, не подпадает в сферу регулирования ФЗ о рекламе, а значит, не может влечь за собой никаких негативных последствий для экспонентов. Дегустация, которая проходит вне рамок рекламной акции, также не является рекламой. Получается, что и не запрещается проводить дегустацию продукции прямо на выставочном стенде.
Очевидное и вероятное
То есть буквально за два месяца было получено целых два официальных ответа от ФАС России, которые различаются между собой. В выставке участвовать можно, а вот дегустировать то нельзя, то опять можно. Причем дегустация возможна исключительно в рамках выставочного стенда, а если в метре от него - опять нельзя.
Вывод напрашивается один, и он очевиден: второе разъяснение было пролоббировано производителями, но, видимо, в спешке (т.к. до выставки оставалось меньше месяца) прописать четкие "рецепты" просто не успели. Если с выставкой "ПРОДЭКСПО" более-менее стало ясно, то остается совершенно непонятно: как же быть производителям при участии в других выставках? Ведь ответ ФАС России был в рамках запроса организаторов выставки "ПРОДЭКСПО". Распространяются ли данные разъяснения на другие подобные мероприятия?
Следуя из буквального толкования тех разъяснений, которые дала ФАС России, все-таки напрашивается вывод, что ФАС говорила о выставках вообще, а не о конкретном мероприятии. Соответственно, производители не должны бояться участвовать в других выставках, т.к. они также не признаются рекламой.
Конечно, из-за отсутствия судебной практики по этому вопросу и недостаточного правового регулирования, а также такой непостоянной позиции государственных органов риск быть привлеченным к ответственности остается.
ФАС: с вас штраф-с!
В соответствии со ст. 5 ФЗ о рекламе у нас есть три субъекта, которые могут быть привлечены к административной ответственности: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со ст. 38 ФЗ о рекламе ответственность рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя дифференцируется в зависимости от характера нарушений:
- в ч. 6 ст. 38 предусмотрено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, предусмотренных ч. 1, 3, 5 ст. 21 ФЗ о рекламе, которые содержат положения о требованиях к алкогольной продукции, обязанности предупреждать о вреде чрезмерного потребления алкоголя и запрете проведения стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции;
- в ч. 7 ст. 38 ФЗ о рекламе указано, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, предусмотренных ч. 2-4 ст. 21 ФЗ о рекламе. Данные положения закона относятся к требованиям о месте размещения рекламы и запрете раздачи образцов алкогольной продукции только в стационарных торговых объектах; что же касается рекламопроизводителя, то на него возлагается ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6-7 ст. 38 ФЗ о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ устанавливает ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя в случае нарушения ими законодательства о рекламе в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей для юридических лиц.
Инструкция по применению
Если во время выставки будет обнаружено несколько нарушений, то размер штрафов может быть очень большим.
Поэтому хотелось бы дать некоторые рекомендации производителям алкогольной продукции, несмотря на то что выставка рекламой не является, чтобы данное мероприятие прошло безболезненно:
- застраивайте стенды, соблюдая следующие правила: на стенде в обязательном порядке должна быть размещена надпись-предупреждение о том, что употребление алкоголя вредит здоровью. Размер этой надписи должен быть не менее 10% от общего объема информации, шрифт - читабельным, распознаваемым. Конкретных предписаний, какими именно должны быть фраза, шрифт и оформление, не устанавливается законодательством;
- старайтесь избегать лозунгов и слоганов в оформлении стендов, которые утверждают, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха, либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. То есть заявление "Наша продукция только для избранных" или "Вступайте в ряды успешных" однозначно использовать нельзя. Вообще необходимо стараться избегать двусмысленных и неоднозначных фраз;
- старайтесь избегать привлечения внимания к конкретному виду продукта. Если компания производит 15 различных вин, то не рекомендую указывать в качестве элемента оформления стенда только одно из них - либо все, либо ни одного;
- п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ о рекламе устанавливает запрет на демонстрацию в рекламе процесса потребления алкогольной продукции. В связи с чем рекомендуем использовать изображения только запечатанных, закрытых бутылок, бочек, пакетов, банок с продукцией, в том виде, в котором они продаются потребителям. В этом случае изобразительные признаки демонстрации процесса потребления алкогольной продукции отсутствуют;
- избегать в оформлении стендов изображений людей, - ФЗ о рекламе устанавливает на этой прямой запрет;
- экспонентам желательно иметь на стенде надлежаще заверенные копии всех документов: сертификатов соответствия, лицензий и т.д.;
- в случае организации дегустации необходимо помнить, что это возможно исключительно в рамках выставочного стенда и нигде больше;
- на протяжении уже достаточно длительного периода времени неотъемлемым атрибутом любой выставки являются модели или хостес. В случае привлечения девушек или молодых людей к работе на стенде необходимо убедиться, что они являются совершеннолетними. А те люди, которые будут участвовать в раздаче образцов продукции (т.е. проводить дегустацию), должны иметь медицинские книжки;
- узнавать заранее у выставочных комплексов вопросы хранения выставочных образцов, необходимых документов и иных условий проведения выставки.
А что касается организаторов выставок и застройщиков стендов, которые, в свою очередь, также могут быть привлечены к ответственности, рекомендую заключать соглашения с экспонентами о разграничении ответственности, согласно которым в случае привлечения рекламораспространителя или рекламопроизводителя не по их вине к ответственности материальная ответственность делилась между ними поровну.
В конце хотелось бы сказать о том, что, скорее всего, относительно участия производителей алкогольной продукции в выставках позиция государственных органов изменится еще не раз. На ближайшее будущее законодателями планируется решить вопрос восполнения пробелов в нормативно-правовых актах относительно организации, проведения и участия в выставках различных субъектов.
Во всяком случае, все-таки видится, что вопрос участия зарубежных компаний в выставках, которые проводятся на территории России, должен быть законодательно закреплен рамочно на федеральном уровне и детально - на региональном. Потому что любая международная выставка - это вопрос престижа уже целой страны. А пока не будет четко прописанных правил (простых и понятных), границ дозволенного поведения, стабильной позиции государственных органов, то и не будет производителей, которые производят качественную продукцию, желающих показать ее, если не всему миру, то хотя бы отдельно взятой стране.
А. Акимова,
юрист "Лемчик, Крупский и Партнеры.
Структурный и налоговый консалтинг"
"Консультант", N 5, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.