Предположим, соответствующие документы в подразделение ФМС организация представила, суммы уплаченной госпошлины бухгалтер включил в состав прочих расходов, однако впоследствии уполномоченный орган выдал в меньшем количестве разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Известно, что суммы госпошлины в этом случае организации не возвращаются. Возникает ли обязанность восстановления ранее признанных расходов?
Порядок возврата или зачета государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий, определен ст. 333.40 НК РФ, в соответствии с п. 4 которой государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Поэтому если организацией после обращения в уполномоченный орган получен отказ на совершение юридически значимого действия, то возврат (зачет) уплаченной государственной пошлины за данное юридически значимое действие не производится. Об этом сказано, в частности, в Письме Минфина РФ от 13.10.2010 N 03-05-06-03/114. На это же указывает судебная практика: постановления ФАС ПО от 07.02.2011 по делу N А12-9789/2010, ФАС ВСО от 27.03.2012 по делу N А33-8038/2011 (с учетом Определения ВАС РФ от 20.07.2012 N ВАС-9368/12), ФАС ДВО от 06.09.2011 N Ф03-3787/2011 по делу N А04-410/2011 и др. Таким образом, отказ органа ФМС в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников не является основанием для возврата госпошлины, уплаченной при подаче организацией заявления о выдаче такого разрешения.
При решении вопроса о том, возникает ли обязанность восстановления ранее признанных расходов на уплату госпошлины, нужно исходить из следующего.
Конституционный суд в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П разъяснил, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
В Письме Минфина РФ от 03.09.2012 N 03-03-06/4/95 также отмечается, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, расходы в виде уплаченной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственной пошлины при условии, что они произведены в рамках предпринимательской деятельности, признаются обоснованным и в том числе в том случае, если государственным органом вынесен отказ в совершении юридически значимых действий.
В связи с этим восстанавливать ранее признанные расходы на уплату госпошлины не требуется.
Г.Г. Лалаев,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
1 марта 2013 г.
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"