Наше муниципальное автономное учреждение является учреждением дополнительного образования - центром проектного творчества, реализующим различные образовательные программы, направленные на развитие инновационного потенциала среди подростков и молодежи в сфере экономики. В настоящий момент органом, выполняющим полномочия и функции учредителя, является департамент промышленности, инноваций и предпринимательства, однако обсуждается возможность смены этого органа на департамент образования. Имеются ли какие-либо правовые основания избежать этой смены?
Во-первых, следует понимать, что определение конкретного органа, выполняющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, в данном случае относится к компетенции главы муниципального образования. Во-вторых, поскольку учреждение является учреждением образования, вполне логичным будет определить в качестве такого органа департамент образования. Поэтому здесь правильнее говорить о том, по каким правовым и содержательным основаниям в качестве такого органа можно оставить департамент промышленности, инноваций и предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Следовательно, прежде всего необходимо определить, к какому полномочию органа местного самоуправления городского округа относится деятельность АУ. Исходя из фактической деятельности учреждения таким полномочием может быть "организация предоставления дополнительного образования детям"*(1). "Привязаться" каким-то образом к науке здесь не представляется возможным, поскольку в данной сфере никаких полномочий органов местного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено.
Чтобы рассматриваемое автономное учреждение дополнительного образования могло оставаться в ведении департамента промышленности, инноваций и предпринимательства, с правовой точки зрения необходима определенная логическая стыковка функций этого департамента и видов деятельности АУ. Такая стыковка может заключаться в том, что в положении о департаменте в числе его функций будет указываться, например, "организация дополнительного образования детей в сфере экономики", а в уставе учреждения - "реализация образовательных программ дополнительного образования детей в сфере экономики".
Примечание. Если положение о закупке АУ утверждается наблюдательным советом, значит, и ответственность за соответствие норм этого документа действующему законодательству несет наблюдательный совет.
Однако отметим, что данная схема исключает возможность оказания автономным учреждением услуг для молодежи, хотя фактически такая деятельность осуществляется. И эта проблема не решается никакой заменой органа, выполняющего функции и полномочия учредителя. Она обусловлена тем, что, как указано выше, муниципальное АУ вправе осуществлять мероприятия по работе с детьми и молодежью только в рамках выполнения установленных полномочий органов местного самоуправления и только в тех сферах, которые разрешены федеральным законодательством об автономных учреждениях. Решением проблемы может стать только изменение типа рассматриваемого учреждения на бюджетный, поскольку бюджетные учреждения вправе осуществлять свою деятельность для реализации соответствующих полномочий органов местного самоуправления в любых сферах*(2). В этом случае деятельность бюджетного учреждения можно "привязать" к такому вопросу местного значения городского округа, как "организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе"*(3).
Однако эта деятельность уже не должна считаться образовательной, поскольку в сфере образования вопросы местного значения городского округа ограничиваются исключительно детьми и не включают в себя образование молодежи. Здесь также будет необходима стыковка функций департамента промышленности, инноваций и предпринимательства и подведомственного ему бюджетного учреждения. В частности, среди функций департамента в его положении должна указываться такая функция, как "организация мероприятий по работе с молодежью для повышения ее творческого потенциала в области экономики и предпринимательства", а среди видов деятельности учреждения в его уставе - проведение соответствующих мероприятий.
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 марта 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
*(2) Часть 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Пункт 34 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"