Если при внеплановой проверке инспектором пожарной безопасности выявлены нарушения, по которым уже выдавалось предписание два года назад, является ли привлечение к ответственности за одно и то же нарушение незаконным? Не противоречит ли это положению о сроке давности?
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения данного правонарушения. То есть если нарушение было выявлено, например, 30 января 2012 года, постановление не может быть вынесено 31 января 2013 года, поскольку со дня обнаружения административного нарушения уже прошел год.
Однако пожарная инспекция имеет право провести внеплановую проверку, чтобы выявить, устранила ли организация нарушения, указанные в ранее выданном предписании, и соблюдает ли она законодательство о пожарной безопасности.
К сведению. В силу ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения организацией предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности;
2) установление на территории особого противопожарного режима;
3) поступление в орган государственного пожарного надзора сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности, информации о нарушении требований пожарной безопасности;
4) приказ (распоряжение) органа Госпожнадзора о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Кроме того, рассматривая заданный вопрос, нужно обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП". В его п. 19 говорится следующее: при проверке соблюдения срока давности в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение необходимо исходить из того, что днем обнаружения правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
То есть когда постановление об административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к такой ответственности, оно имеет законную силу (допустим, проверка проводилась 30 января 2012 года (это дата выявления и фиксации административного правонарушения в акте проверки), а постановление вынесено 6 февраля 2012 года).
Что касается вопроса о повторном привлечении к ответственности, согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Однако если аналогичные указанным в акте проверки нарушения были обнаружены административным органом ранее, то проверяемая организация должна быть привлечена к ответственности и получить предписание об устранении выявленных нарушений. Следующая проверка может выявить неисполнение предписания, а это новый повод для наложения штрафных санкций. Иначе говоря, при выявлении двух событий административного правонарушения, между которыми прошло больше года, привлечение организации к ответственности за второе правонарушение не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Такой вывод сделал Президиум ВАС в Постановлении от 27.10.2009 N 6417/09.
Если результаты внеплановой проверки будут должным образом зафиксированы в акте, пожарный инспектор имеет право по факту выявленных нарушений в отношении проверяемой организации составить протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ. На основании указанных документов может быть вынесено новое постановление о привлечении организации к административной ответственности. То есть привлечение организации к административной ответственности при внеплановой проверке правомерно и в пределах установленного срока давности. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС СЗО от 17.09.2012 N А05-1887/2012.
Т.Ю. Антропова,
эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"
1 марта 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"