Учет расходов на предметы интерьера
В Налоговом кодексе прямо прописаны расходы, принимаемые для целей налогообложения. А что делать с такими, которые в этом перечне не поименованы, но и не относятся к не учитываемым? Например расходы на интерьер. Мы расскажем, как убедить налоговую в правомерности их учета, а в случае необходимости и отстоять свою позицию в суде.
Одним из типичных видов расходов на обустройство офисных помещений являются затраты на приобретение предметов интерьера (цветы и деревья, картины, фотографии и т.п.).
Минфин России полагает, что такие затраты не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, поскольку не являются расходами, связанными с осуществлением налогоплательщиками своей деятельности*(1).
Однако такой подход представляется небесспорным. Какие же доводы могут быть использованы налогоплательщиками, признавшими в составе расходов по налогу на прибыль затраты на предметы интерьера?
Прежде всего следует исходить из того, что перечень учитываемых расходов носит открытый характер и позволяет учесть любые затраты, в отношении которых соблюдаются требования об обоснованности и документальной подтвержденности*(2). Расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли, прямо указаны в Налоговом кодексе *(3), и затраты на предметы интерьера к таковым не отнесены.
С документальным подтверждением факта осуществления расходов (приобретения соответствующих предметов интерьера) сложностей возникнуть не должно. Ключевым в этом случае будет наличие обоснования таких расходов как связанных с деятельностью налогоплательщика.
Представляется, такое обоснование может отличаться в зависимости от того, для каких помещений приобретаются предметы интерьера.
Так, если речь о помещениях, в которых расположены рабочие места сотрудников налогоплательщика, то можно сослаться на закрепленную в Трудовом кодексе РФ обязанность работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда*(4). Представляется, что затраты на интерьер рабочих помещений могут быть обоснованы надлежащим исполнением такой обязанности. Наличие комнатных растений, очевидно, обеспечивает более благоприятный уровень микроклимата (прежде всего за счет насыщения воздуха кислородом) и позитивно влияет на психологическое состояние сотрудников. Аналогичное благотворное влияние может оказывать и декорирование рабочих помещений картинами, фотографиями и т.п.
В отношении помещений, используемых для встреч, переговоров с представителями других компаний, обеспечение комфортной обстановки за счет соответствующего интерьера еще более важно, поскольку от того, насколько успешно будут проходить такие переговоры, напрямую зависит получение дохода. Поэтому представляется абсолютно разумным, когда компании вкладывают значительные средства в интерьеры таких помещений, что позволяет как обеспечить комфортные условия проведения встреч, так и сформировать благоприятное представление о самой компании.
Высока вероятность, что налоговые органы с таким подходом не согласятся, полагая, что успешно работать и проводить встречи с контрагентами можно и в помещениях, мало чем отличающихся от казарм, не содержащих каких-либо лишних, по мнению контролирующих органов, предметов интерьера. Однако, по сути, такие выводы будут означать оценку целесообразности действий налогоплательщика, на недопустимость которой указал Конституционный Суд РФ*(5).
Вместе с тем для повышения шансов отстоять свою позицию в суде разумно налогоплательщикам запастись дополнительными документами, подтверждающими производственную необходимость рассматриваемых расходов.
Так, на уровне внутренней документации (локальные положения, приказы, распоряжения и т.п.) можно зафиксировать обязанность компании как работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда за счет надлежащего оборудования рабочих мест, включающего в том числе наличие необходимых предметов интерьера (желательно прямо перечислить такие предметы).
Аналогично и в отношении переговорных помещений желательно в локальном акте закрепить, что создание соответствующего интерьера направлено на создание благоприятного образа компании для внешних посетителей и комфортного уровня взаимодействия с ними.
В том случае, если величина рассматриваемых расходов для компании существенна, можно также получить заключения экспертных учреждений, которые бы подтверждали положительное влияние окружающей обстановки как на работников компании, так и на представителей контрагентов.
А. Дуюнов,
руководитель группы налоговой практики
юридической компании "Пепеляев Групп"
Мнение. Расходы на интерьер - обоснованны?
Татьяна Максимова, главный бухгалтер, начальник департамента бухгалтерского и налогового учета и отчетности компании "МРСК Северо-Запада"
Этот вопрос один из тех, на которые ответить можно только, применяя так называемое профессиональное суждение. В бухгалтерском учете, даже если бухгалтер сомневается в расходах, он признает их, руководствуясь требованием осмотрительности. В налоговом же учете любые сомнения по поводу обоснованности расходов не позволяют принять их. А вот что касается сомнений, то они должны быть уравновешены профессиональным суждением.
Так, например, затраты на озеленение (письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311) объявлять априори экономически нецелесообразными несколько поспешно. Если офисы компании размещены в помещениях типа "open space", да еще и с видом на индустриальную зону или развязку автодорог, то озеленение таких офисов будет необходимым условием не только работоспособности, но психологического здоровья сотрудников. При необходимости для доказывания этой точки зрения без труда найдется ряд исследований на подобные темы. Другое дело, если компания содержит зимний сад. Оправдать такие затраты возможно, но маловероятно. В таких специфических случаях еще на этапе принятия решения о финансировании необходимо зафиксировать логику руководителя. Любой хозяин тратит деньги целенаправленно. Всегда полезно документировать мотивы принимаемых решений. Через три года, когда придет проверка, приказ руководителя, где будет указано не только что требуется сделать, но и зачем, сэкономит время компании, налоговых органов и суда.
Суды в последние годы устойчиво демонстрируют содержательное отношение к налоговым спорам. Кстати, и налоговые органы все меньше проявляют формальный подход. Это очень позитивные тенденции. Налогоплательщикам остается только предложить и налоговым органам, и суду обоснования рачительного ведения дела. Если организация при этом еще и рентабельна, платит государству разумные налоги, то сомневаться в ее добросовестности никто не станет.
"Актуальная бухгалтерия", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311
*(2) п. 1 ст. 252 НК РФ
*(3) ст. 270 НК РФ
*(4) ст. 212 ТК РФ
*(5) определение КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.