"Зарубежные" налоги. Изменения
Некоторые специалисты считают, что после изменений, внесенных недавно в Налоговый кодекс, фирма на УСН может включать расходы на уплату налогов за рубежом в расчет базы "упрощенного" налога. У Минфина России свое мнение на этот счет.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, которые касаются "упрощенного" налога*(1). Из текста подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса исключены слова "Российской Федерации".
Налоговый кодекс Российской Федерации
Это означает появление для фирм на УСН следующих плюсов. Они могут полноправно использовать международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Суммы "иностранных" налогов учитывают при расчете базы "упрощенного" налога в качестве расходов в период их фактической оплаты*(2) и признают в размере, фактически уплаченном фирмой*(3). Например, в затратах может быть учтен транспортный налог, уплачиваемый при покупке автомобиля за рубежом. Кроме налогов, также можно учесть госпошлины и сборы*(4). Допустим, компания оформляет за рубежом товарный знак. Пошлина за его регистрацию будет учитываться при расчете налога. В качестве затрат можно учесть и пошлину за регистрацию прав на заграничный земельный участок.
Однако не все виды пошлин могут учитываться в расходах. Так, затраты на уплату пошлины за регистрацию договора субконцессии не могут быть признаны для целей расчета "упрощенного" налога. Они не поименованы в закрытом перечне расходов*(5). Кроме того, следует помнить, что не все "зарубежные" платежи носят характер госпошлины или налога. Например, если компания вносит в другой стране деньги за предоставление выписки из реестра (аналога российского ЕГРЮЛ), такой платеж не считается госпошлиной или налогом. Верховный Суд РФ пришел к выводу*(6), что плата за предоставление информации из государственных реестров по своей правовой природе отличается от государственной пошлины, уплачиваемой за госрегистрацию юрлиц*(7) и является платой за услуги по предоставлению запрашиваемой информации. Учесть такие платежи как "зарубежные" налоги нельзя.
Особенности расчетов по налогам
Соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашение). В странах, с которыми Россия подписала Соглашение, уплаченный налог будет учитываться в полном объеме. В Соглашении содержится конкретная информация, на какие налоги распространяется этот документ.
Пример
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 распространяется на следующие виды налогов:
1. Применительно к Российской Федерации:
- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на имущество предприятий.
2. Применительно к Кипру:
- подоходный налог;
- корпоративный налог на доход;
- специальный сбор на защиту Республики;
- налог на недвижимое имущество;
- налог на прирост стоимости капитала.
При уплате за границей и включении в расходы "зарубежного" налога следует руководствоваться следующим алгоритмом:
- необходимо уточнить перечень налогов, подпадающих под соглашение;
- уплатить налог;
- уплаченный налог нужно учесть в сумме российских налогов.
Соглашения Таможенного союза (ТС). С 1 июля 2010 года в рамках Таможенного союза введен новый порядок уплаты НДС при перемещении товаров, выполнении работ и оказании услуг. "Упрощенцу"*(8) следует учитывать особенности уплаты этого налога в данной ситуации. Соглашение ТС*(9) устанавливает следующее:
- при импорте в Россию товаров из Белоруссии или Казахстана НДС взимают российские налоговики, за исключением случаев, когда ввоз товаров освобожден от НДС в соответствии с российским законодательством*(10);
- при экспорте товаров из России в Белоруссию или Казахстан НДС исчисляется в порядке, предусмотренном для обычных экспортных операций (по ставке 0%), при условии документального подтверждения факта экспорта*(11). Ввозимые товары облагаются по ставке 10 процентов или 18 процентов в зависимости от вида ввозимого товара*(12). Другие пошлины и налоги учитываются в полном объеме.
Страны, с которыми нет соглашений. Налогообложение доходов при отсутствии Соглашения об избежании двойного налогообложения регулируется статьей 311 Налогового кодекса. Согласно нормам этой статьи доходы, полученные российской компанией от источников за пределами РФ, можно учесть при определении налоговой базы в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. В Налоговом кодексе не указаны какие-либо ограничения на проведение зачета. Зачет уплаченных за границей налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ*(13).
Отражение "зарубежных" налогов в бухучете
"Упрощенец" обязан отражать в бухгалтерском учете налоги, уплачиваемые за рубежом*(14). Рассмотрим порядок отражения на примере.
Пример
ООО "Актив" имеет обособленное структурное подразделение в Германии. В этой стране предусмотрены следующие налоги:
- корпоративный налог - 15%;
- торговый налог - 14%;
- налог на представительства - 15%.
Фирма не регистрирует представительство и не платит корпоративный налог. Уплачен торговый налог на сумму 17 500 руб. В России "упрощенный" налог составил 42 500 руб.
Бухгалтер сделает следующие проводки:
- 17 500 руб. - начислен торговый налог в Германии;
- 17 500 руб. - уплачен торговый налог;
- 17 500 руб. - зачтен налог, уплаченный за рубежом;
- 42 500 руб. - в российский бюджет уплачен "упрощенный" налог;
- 25 000 руб. (42 500 - 17 500) - отражена разница между налогами, уплаченными в России и за рубежом.
Расчет суммы "упрощенного" налога к уплате непосредственно в Книге учета доходов и расходов не производится. Налоги, уплачиваемые в других странах, в ней также не отражаются.
Е. Шестакова,
генеральный директор компании
"Актуальный менеджмент", к.ю.н.
Мнение. Никаких изменений в части "зарубежных" налогов не произошло
Светлана Пахалуева, ведущий советник отдела специальных налоговых режимов Минфина России
Изменения в виде исключения из текста подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (далее - Кодекс) слов "Российской Федерации" произведены с целью приведения текста этого подпункта в соответствие с положениями статьи 1 главы 1 Кодекса. У компаний на "упрощенке" в части "зарубежных" налогов никаких изменений в связи с внесением данной поправки не произошло.
Напомним, ранее, фирмы на УСН при определении объекта налогообложения вправе были уменьшить полученные доходы на сумму налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 Кодекса (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом как бы получалось, что налоги, установленные законами субъектов Российской Федерации, и местные налоги при определении объекта налогообложения не должны были учитываться. Согласно статье 1 главы 1 Кодекса законодательство о налогах и сборах состоит из законодательства РФ о налогах и сборах, законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовых актов муниципальных образований о налогах и сборах. Согласно пункту 6 статьи 1 Кодекса указанные в этом пункте законы (НК РФ тоже является законом) и нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах именуются в тексте Кодекса "законодательство о налогах и сборах".
"Актуальная бухгалтерия", N 4, апрель 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ
*(2) письмо Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-06/2/49
*(3) подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(4) подп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 10 ст. 13 НК РФ
*(5) п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-11-06/2/66, от 22.03.2006 N 03-11-04/2/63
*(6) определение ВС РФ от 02.02.2010 N КАС09-672
*(7) п. 2 ст. 8 НК РФ
*(8) п. 1 ст. 161 НК РФ, ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17
*(9) Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 г.) (далее - Соглашение ТС)
*(10) ст. 3 Соглашения ТС
*(11) ст. 2 Соглашения ТС
*(12) п. 5 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009 (с изм. от 18.06.2010) "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", принят в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36, пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ
*(13) п. 3 ст. 311 НК РФ
*(14) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.