Во исполнение ст. 222 ТК РФ работодатель обеспечивает работника лечебно-профилактическим питанием путем выдачи "Талона на ЛПП". Учредительные документы организации, коллективный договор и иные локальные акты организации не предусматривают обязанности работодателя принимать решения по организации порядка предоставления лечебно-профилактического питания, включая определение конкретной его стоимости.
Должен ли работодатель при установлении стоимости "Талона на ЛПП" учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель при установлении стоимости лечебно-профилактического питания, бесплатно предоставляемого работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, не обязан учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 30 ТК РФ представительным органом работников может выступать первичная профсоюзная организация (далее - профсоюз). Трудовым законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых работодатель, принимая определенные решения, обязан учитывать мнение профсоюза (ст. 371 ТК РФ). В первую очередь эти случаи связаны с организацией трудового распорядка, установлением системы оплаты труда, предоставлением компенсационных выплат: ст. 74, ч. 2 ст. 99; ст. 101, ст. 105, ст. 112, ч. 2 ст. 113, ст. 116, ст. 123, ст. 135, ст. 136, ст. 147, ст. 153, ст. 154; ст. 159, ст. 180, ст. 190, ст. 196, ст. 212, ст. 221, ст. 297, ст. 299, ст. 301, ст. 302, ст. 325, ст. 326 ТК РФ. Обязанности согласовывать с профсоюзом решение об установлении стоимости лечебно-профилактического питания (далее - ЛПП, питание) ТК РФ не установлено.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ коллективным договором или локальными нормативными актами могут быть установлены и иные, не перечисленные выше вопросы, при решении которых необходим учет мнения соответствующего профсоюзного или иного представительного органа. В данном случае учредительные документы, коллективный договор и иные локальные акты организации не содержат такой обязанности.
Обеспечение питанием на работах с особо вредными условиями труда согласно части второй ст. 222 ТК РФ производится по Правилам бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 46н (далее - Правила). В соответствии с пунктом 13 Правил приготовление и выдача ЛПП и витаминных препаратов производятся согласно утвержденным рационам ЛПП, приведенным в приложении N 2 к названному приказу Минздравсоцразвития России. В соответствии с перечнем продуктов, предусмотренных рационами ЛПП, составляются недельные меню-раскладки на каждый рабочий день и картотека блюд, утверждаемых в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, законодательство обязывает работодателя обеспечивать работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, ЛПП в соответствии с конкретным рационом (меню), а не его ценой. Более того, ни ТК РФ, ни Правила не предусматривают замену ЛПП по заявлению работника на денежную компенсацию (в отличие от молока или других равноценных пищевых продуктов, которые выдаются на работах с вредными условиями труда, смотрите часть первую ст. 222 ТК РФ). А пунктом 11 Правил прямо запрещено выплачивать денежные компенсации за не полученное своевременно ЛПП, за исключением случаев неполучения лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя*(1).
Порядок возмещения работникам не полученного своевременно ЛПП вследствие действий работодателя разрабатывается с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включается в коллективный (трудовой) договор (п. 11 Правил). Однако данная норма связана исключительно с ситуацией, когда работодатель по каким-либо причинам не может обеспечить работников питанием. Если же работодатель предоставляет работникам ЛПП в соответствии с утвержденным рационом, он вправе установить стоимость такого питания самостоятельно, например в договоре с организацией общественного питания, оказывающей соответствующие услуги.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кисленко Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
15 марта 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Такие действия работодателя являются нарушением трудового законодательства и могут повлечь ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.