Простая цифровая подпись: как получить, как воспользоваться
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 33 утверждены Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг (далее - Правила ЭП).
Развитие информационного общества
Президент РФ В.В. Путин Указом от 07.02.2008 N Пр-212 утвердил Стратегию развития информационного общества в РФ. Информационное общество характеризуется формированием современной информационной инфраструктуры экономики, важнейшим элементом которой является электронный документооборот. Последний при совершении юридически значимых действий требует применения электронной подписи.
Использование в РФ электронной цифровой подписи было регламентировано Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"*(1). В соответствии с законом были созданы корпоративные информационные системы, использующие в документообороте электронную цифровую подпись, а также удостоверяющие центры, выдающие сертификаты ключа проверки электронной цифровой подписи. Однако практика применения данного федерального закона выявила ряд недостатков правового регулирования, устранить, которые призван Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Виды электронных подписей
В статье 5 Закона N 63-ФЗ установлены следующие виды электронных подписей: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Усиленная электронная подпись может быть квалифицированной и неквалифицированной. Указанные виды идентификации участника правоотношений в сфере электронного документооборота отличаются по надежности и сложности получения.
Правила использования простой электронной подписи
Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг определены ст. 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В частности, при оказании государственных и муниципальных услуг с использованием ПЭП должны обеспечиваться:
1) возможность бесплатного получения любыми лицами ключей ПЭП для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг;
2) отсутствие необходимости использования программных и аппаратных средств, специально предназначенных для получения услуг с использованием ПЭП.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона N 210-ФЗ запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги, подписанные ПЭП и поданные заявителем с соблюдением законодательных требований, признаются равнозначными запросу и иным документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе, за исключением случаев, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами установлен запрет на обращение за получением государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Правила ЭП разработаны в соответствии с ч. 1 ст. 21.2 Закона N 210-ФЗ, предусматривающей, что правила использования простой электронной подписи, в том числе правила создания и выдачи ключей простых электронных подписей, а также перечень органов и организаций, имеющих право на создание и выдачу ключей простых электронных подписей в целях оказания государственных и муниципальных услуг, устанавливаются Правительством РФ. Такие правила должны предусматривать в том числе:
1) требования, которым должны соответствовать простые электронные подписи и (или) технологии их создания;
2) способы установления личности лица при выдаче ему ключа простой электронной подписи в целях получения государственных и муниципальных услуг.
Где применяется простая электронная подпись
Электронная подпись представляет собой зашифрованную информацию в виде файла. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования ключа простой электронной подписи подтверждает факт формирования электронной подписи конкретным заявителем.
Ключ простой электронной подписи - это сочетание двух элементов - идентификатора и пароля ключа. Идентификатор - страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя, а пароль ключа простой электронной подписи - последовательность символов, созданная в соответствии с Правилами ЭП.
Правила ЭП устанавливают порядок использования простой электронной подписи (ПЭП) любыми лицами (заявителями) при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами государственных внебюджетных фондов;
- органами исполнительной власти субъектов РФ;
- органами местного самоуправления.
Правила ЭП также устанавливают порядок использования ПЭП при обращении за получением услуг, перечень которых определяется Правительством РФ. Данные услуги предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг (далее соответственно - услуги, исполнители услуг).
Где получить простую электронную подпись
Согласно п. 8 гл. 2 Правил ЭП создание (замену) ключа ПЭП осуществляет оператор. Правом создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи обладают органы и организации, подключенные к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
К операторам выдачи ключа относятся в том числе:
а) органы, предоставляющие государственные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи. Эти органы указаны в п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ:
- федеральный орган исполнительной власти;
- государственный внебюджетный фонд;
- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
- орган местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов;
б) органы, предоставляющие муниципальные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;
в) организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 210-ФЗ, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;
г) организации, организующие предоставление государственных и муниципальных услуг, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;
д) иные органы и организации.
Заявитель имеет право самостоятельно выбрать оператора выдачи ключа ПЭП или уполномоченную организацию. Согласно ст. 18 гл. 2 Правил ЭП оператор выдачи ключа ПЭП вправе уполномочить иное юридическое лицо на создание (замену) и выдачу ключа. Если выдачу ключа ПЭП производит уполномоченная организация, то и установление личности заявителя осуществляет она же.
Как получить простую электронную подпись
Согласно п. 6 гл. 1 Правил ЭП, для того чтобы заявитель мог обратиться за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием простой электронной подписи, он должен быть зарегистрирован в соответствующем регистре федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации"*(2).
Согласно п. 10, 11 гл. 2 Правил ЭП создание (замена) и выдача ключа ПЭП для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг осуществляется безвозмездно, а операторы выдачи ключа ПЭП обязаны обеспечивать конфиденциальность данного ключа.
Правила ЭП предусматривают две формы обращения заявителя к оператору для создания (замены) и выдачи ключа ПЭП: явка на личный прием или подача заявления в электронной форме (п. 15 гл. 2 Правил ЭП).
Если заявитель выбрал форму личного приема, создание (замена) и выдача ключа ПЭП осуществляются оператором выдачи ключа ПЭП в день обращения. Заявителю необходимо представить письменное заявление и предъявить основной документ, удостоверяющий личность, а уполномоченному лицу - еще и документ, подтверждающий его право действовать от имени юридического лица (п. 16 гл. 2 Правил ЭП).
Формы заявлений утверждаются операторами выдачи ключа ПЭП в соответствии с требованиями к формам заявлений, утверждаемыми Минкомсвязи (п. 17 гл. 2 Правил ЭП). Однако согласно п. 2 постановления, утвердившего Правила ЭП, до утверждения требований к формам заявлений заявление может быть подано в свободной форме, если в нем содержится информация, оговоренная Правилами ЭП.
Заявитель, подающий заявление в электронной форме, вправе выбрать любой из трех способов получения ключа:
- лично у оператора выдачи ключа;
- путем направления оператором выдачи ключа регистрируемого почтового отправления с уведомлением о вручении;
- путем направления ключа на адрес электронной почты заявителя, указанный в заявлении (п. 21 гл. 2 Правил ЭП).
Подача заявления
Если заявление подает физическое лицо, в документе должны быть указаны его фамилия, имя и отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета.
В заявлении, подаваемом заявителем - юридическим лицом, должны быть указаны наименование и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер юридического лица, фамилия, имя и отчество уполномоченного лица, страховой номер индивидуального лицевого счета такого уполномоченного лица.
Все заявители - и юридические, и физические лица - обязаны дать свое согласие на обработку персональных данных, указываемых в заявлении, в соответствии с Законом о персональных данных*(3) (п. 17 гл. 2 Правил ЭП).
При получении ключа путем подачи заявления в электронной форме оператор выдачи ключа ПЭП обязан обеспечить заявителю возможность осуществления самостоятельной регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации с использованием соответствующего сервиса данной системы (п. 19 гл. 2 Правил ЭП).
Самостоятельная замена ключа ПЭП
Заявитель также имеет право самостоятельно произвести замену своего ключа ПЭП с использованием сервиса генерации ключа Единой системы идентификации и аутентификации в личном кабинете в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (п. 8 гл. 2 Правил ЭП). Для самостоятельной регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации заявителю необходимо заполнить заявление по форме, размещенной в системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", после чего ключ ПЭП заявителю предоставляется автоматически (п. 20 гл. 2 Правил ЭП).
Права и обязанности оператора и заявителя
Статья 12 гл. 2 Правил ЭП обязывает оператора выдачи ключа ПЭП ознакомить заявителя с правилами использования простой электронной подписи.
В свою очередь, согласно п. 13 гл. 2 Правил ЭП владелец ключа ПЭП обязан обеспечивать конфиденциальность полученного ключа ПЭП, а в случае нарушения конфиденциальности ключа или его утери незамедлительно уведомить об этом оператора выдачи ключа ПЭП или оператора Единой системы идентификации и аутентификации.
Владелец ключа ПЭП несет гражданско-правовую ответственность за негативные последствия, наступившие в результате нарушения конфиденциальности ключа ПЭП или его утери (п. 14 гл. 2 Правил ЭП).
Если в процессе выдачи ключа ПЭП оператор или уполномоченная им организация допустили ошибку при установлении личности заявителя, ответственность за неблагоприятные последствия, наступившие для участников отношений в результате этой ошибки, несет оператор выдачи ключа, допустивший ее, либо оператор выдачи ключа, наделивший уполномоченную организацию соответствующим правом (ст. 18 гл. 2 Правил ЭП).
Исполнитель услуги, получивший обращение, подписанное ПЭП, проверяет подлинность подписи при помощи соответствующего сервиса Единой системы идентификации и аутентификации (ст. 23 гл. 2 Правил ЭП), доступ к которой предоставляется оператором данной системы автоматически.
Изменения требований к Единой системе идентификации и аутентификации
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 33 также утверждены изменения, которые вносятся в Требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации"*(4) (далее - Требования).
Так, п. 5 Требований, обозначающий основные функции Единой системы идентификации и аутентификации, дополнен пп. "д" и "е", включающими в эти функции создание пароля ключа ПЭП на основе исходной ключевой информации (информация предоставляется ФСБ) и автоматическое предоставление по запросу органов и организаций, имеющих право на создание (замену) и выдачу ключей ПЭП, пароля ключа ПЭП. А список регистров, которые должна включать в себя Единая система идентификации и аутентификации, дополнен регистром органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа ПЭП в целях оказания государственных и муниципальных услуг.
Я.Ю. Королева,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно Федеральному закону от 13.07.2012 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" и отдельные законодательные акты РФ" Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" будет признан утратившим силу с 01.07.2013.
*(2) Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 977.
*(3) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
*(4) Требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 977.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"