Котировочная заявка. Внимание! Прием!
Существует постановление областной администрации, которым определен информационный ресурс области для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Минэкономразвития области является уполномоченным органом исполнительной власти области на осуществление обслуживания данного информационного ресурса, а также на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Заказчик установил требование подачи заявок через указанный информационный ресурс. Вправе ли он отклонить заявку, присланную по электронной почте на адрес, указанный в извещении о проведении запроса котировок в разделе "Контактная информация", и заверенную электронной цифровой подписью?
Установленное заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требование о подаче котировочных заявок в форме электронного документа только через портал (установление процедуры, связанной с получением пароля и логина) создает дополнительный барьер для участников размещения заказа, желающих участвовать в проведении запроса котировок, и противоречит положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
В статье 43 Закона N 94-ФЗ, устанавливающей требования, предъявляемые к запросу котировок, приведен исчерпывающий перечень сведений, которые он должен содержать. И этот перечень не предполагает возможности установления какой-либо процедуры регистрации на сайте (получения пароля и логина) для возможности подать котировочную заявку в форме электронного документа. В данной статье отсутствует указание на то, что запрос котировок должен содержать сведения о форме, в которой должна быть подана котировочная заявка заказчику.
В иных положениях гл. 4 Закона N 94-ФЗ, регламентирующей правила размещения заказов путем проведения котировок, отсутствуют нормы, так или иначе определяющие форму подачи котировочных заявок, в которых прописан способ их подачи.
Непринятие котировочной заявки, поданной в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью руководителя организации-участника размещения заказа и отправленной на адрес, указанный в извещении о проведении запроса котировок, также является нарушением требований ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ, согласно которой котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу как в письменной форме, так и в форме электронного документа.
Примечание. В Законе N 94-ФЗ нет указания на то, что запрос котировок должен содержать сведения о форме подачи котировочной заявки заказчику.
Анализируя положения закона, можно сделать вывод, что законодательство устанавливает две равнозначные формы подачи котировочных заявок, определяющих способ их подачи, - письменную форму и форму электронного документа.
Законодатель не предоставил заказчику права на ограничение формы подачи котировочных заявок одной из обозначенных форм, а также права на ограничение возможных способов реализации установленных Законом N 94-ФЗ форм подачи котировочных заявок. С другой стороны, законодатель предоставил участнику размещения заказа право выбора: он может выбирать любую из указанных форм подачи заявки - письменную или электронную.
Заказчику следует помнить, что его требование о подаче заявки через сайт создает дополнительный административный барьер для участников размещения заказа, желающих участвовать в проведении запроса котировок, но не имеющих возможности подать документы на бумажном носителе по форме регистрации в установленный срок, а также тем участникам, которые уже имеют действующую электронную цифровую подпись, действенную для других информационных ресурсов, но не подходящую для указанного портала, поскольку согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении только тех отношений, которые указаны в сертификате ключа подписи.
Если электронная цифровая подпись не предоставляет возможности желающему участвовать в проведении котировок своевременно зарегистрироваться на сайте (данная процедура может занимать несколько дней), закон предусматривает право участника отправить документы, заверенные электронной подписью, по электронной почте, поскольку, как следует из п. 1 ст. 4 Закона N 1-ФЗ, электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Примечание. Постановления администрации по юридической силе ниже Закона N 94-ФЗ и не могут наделить заказчика дополнительными правами, равно как и ввести дополнительных ограничений.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим законом и иными федеральными законами. Ограничение по форме подачи котировочных заявок законом не предусмотрено.
Согласно ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия имеет право не рассматривать и отклонять котировочные заявки, если они не соответствуют законодательным требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Администрация также не имеет права на установление в запросе котировок ограничений в способе реализации форм запроса котировок, если они допустимы ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ. Постановления администрации по юридической силе ниже Закона N 94-ФЗ и не могут наделить заказчика в сфере размещения заказов путем запроса котировок правами, которые ему не предоставлены Законом N 94-ФЗ, равно как и не могут ввести дополнительных и не предусмотренных Законом N 94-ФЗ ограничений в процедуру размещения заказа установленным гл. 4 Закона N 94-ФЗ способом.
М.Г. Гусев,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"