Налоговые последствия у экспедитора зависят от вида услуг и порядка компенсации затрат заказчиком
От того, будут ли расходы экспедитора возмещены клиентом или стороны согласуют экспедиционное вознаграждение, будет ли экспедитор самостоятельно оказывать услуги или привлечет стороннюю организацию, зависит налогообложение у компании-экспедитора.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Экспедиционные отношения регулируются Гражданским кодексом, Федеральным законом от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.06 N 554 (далее - Правила экспедиционной деятельности).
Особенность договора транспортной экспедиции в том, что при общем сходстве с посреднической сделкой отношения в рамках такого договора являются самостоятельным видом деятельности, так как в услугах экспедитора налицо отсутствие представительского характера, присущего посредническим отношениям. Обязанности по договору обусловлены исключительно общей целью - организация перевозки груза и его доставки, а не представлением интересов клиента путем заключения сделок в его пользу. На практике суды признают транспортную экспедицию самостоятельным видом услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.99 N 5056/98 и определение ВАС РФ от 07.05.09 N ВАС-2785/09).
Однако налогообложение сделки транспортной экспедиции происходит именно по "посреднической" схеме. Экспедиционный договор не исключает возможности прописать условия оплаты, аналогичные условиям в договоре возмездного оказания услуг, когда цена услуг включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение, а все издержки осуществляются за счет исполнителя. В этом случае налогообложение у экспедитора будет происходить по классической схеме - без перевыставления расходов заказчику.
Именно поэтому важно четко регламентировать условия в договоре, ведь чем подробнее они прописаны, тем меньше разночтений и споров будет впоследствии.
Расходы по услугам, не согласованным сторонами, но оказанным экспедитором за свой счет, налоговики могут признать необоснованными
Согласно пункту 1 статьи 801 ГК РФ услуги, оказываемые экспедитором, делятся на основные и дополнительные. К числу основных услуг отнесены:
- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, который избран экспедитором или клиентом;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза.
В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрен ряд операций:
- получение документов, необходимых для экспорта или импорта;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
- уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;
- хранение груза, его получение в пункте назначения;
- иные операции и услуги.
Перечень дополнительных услуг, указанных в ГК РФ, не является исчерпывающим. Стороны по договору могут включить любые услуги, главное, чтобы они были связаны с перевозкой груза. Это может быть формальная увязка, но в целом услуги должны способствовать процессу достижения конечной цели экспедиционного договора.
Экспедитор оказывает только те услуги, которые прописаны в договоре (п. 1 ст. 4 Закона N 87-ФЗ). Так как законом не предусмотрена обязанность клиента компенсировать расходы, понесенные экспедитором и не оговоренные сторонами, для предупреждения споров как с клиентом, так и с проверяющими следует четко прописать услуги экспедитора.
Особенно важен этот нюанс при оказании услуг по международной перевозке, где правомерность применения налоговой ставки 0% по НДС и налоговых вычетов подтверждается представлением в налоговый орган документов, предусмотренных НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 08.04.09 N КА-А40/2273-09).
Примечание. Правовые нормы экспедиционного договора не запрещают прописать в договоре оплату услуг, включающую и вознаграждение, и компенсацию расходов, одной суммой.
Если экспедитор в целях исполнения своих обязанностей по договору привлекает стороннюю транспортную компанию, налоговые последствия аналогичны посреднической сделке
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. То есть порядок расчетов по договору транспортной экспедиции стороны вправе определить по своему усмотрению.
В случае если участники сделки придут к соглашению, что в целях оказания услуг экспедитор привлекает стороннюю транспортную компанию, то налогообложение осуществляется по аналогии с посредническими договорами.
Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы не учитываются поступления в виде имущества, переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) о иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Данную норму правомерно применять по отношению к договору транспортной экспедиции, о чем свидетельствует также арбитражная практика (постановление ФАС Поволжского округа от 28.11.06 по делу N А55-5707/06-31).
Таким образом, расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента, в виде сумм, уплачиваемых за перевозку, а также за дополнительные услуги - погрузочно-разгрузочные работы, таможенные процедуры, хранение, не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и перенаправляются клиенту.
Экспедитор вправе перевыставить счет-фактуру аналогично посредникам или же составить сводный счет-фактуру на все приобретенные для клиента услуги и работы
Еще недавно не было официальных разъяснений о порядке выставления счетов-фактур, ведь по существу ни главой 21 НК РФ, ни Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 N 1137, не предусмотрен какой-либо особый порядок составления и регистрации счетов-фактур при осуществлении операций по оказанию транспортно-экспедиционных услуг.
На данный момент финансовое ведомство разъяснило порядок выставления счетов-фактур (письма Минфина России от 10.01.13 N 03-07-09/01, от 29.12.12 N 03-07-15/161 и от 01.11.12 N 03-07-09/148). Теперь экспедитор может выбрать способ перевыставления счетов-фактур по услугам третьих лиц.
Первый способ предусматривает перевыставление счетов-фактур исполнителей так же, как это делают агенты и комиссионеры.
То есть в этом счете-фактуре экспедитор указывает в качестве продавца не себя, а реального продавца или исполнителя (подп. "а" и "в" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). Счета-фактуры перевыставляются по каждому исполнителю и поставщику (письма Минфина России от 21.09.12 N 03-07-09/132 и ФНС России от 03.10.12 N ЕД-4-3/16555@).
Второй - это выставление сводного счета-фактуры на все приобретенные услуги, в котором:
- в качестве продавца экспедитор указывает себя;
- все услуги, приобретенные у третьих лиц, выделяются в отдельные позиции. Данные берутся из счетов-фактур исполнителей;
- порядковый номер и дата составления счета-фактуры указываются в соответствии с индивидуальной хронологией экспедитора.
Сводный счет-фактура регистрируется в журнале учета счетов-фактур, а в книге продаж не регистрируется, так как принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком товаров (работ, услуг), экспедитор так же, как и посредник, не вправе (ст. 156 НК РФ).
К экземпляру сводного счета-фактуры, который передается клиенту, экспедитор должен приложить копии счетов-фактур, полученных от организаций, оказывающих ему услуги, а также копии соответствующих первичных документов.
Счета-фактуры, полученные от перевозчиков и иных контрагентов, экспедитор регистрирует только в части "Полученные счета-фактуры" журнала учета счетов-фактур, при этом в книге покупок не регистрирует.
Налоговики обязаны пользоваться разъяснениями финансистов. Так, указанное письмо Минфина России от 29.12.12 N 03-07-15/161 размещено на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами" (письмо ФНС России от 18.02.13 N ЕД-4-3/2650@).
Заметим, что недавно налоговики были против составления сводного счета-фактуры по всем приобретенным экспедитором услугам. В письме ФНС России от 03.10.12 N ЕД-4-3/16555@ было указано, что экспедитор, приобретающий в интересах клиента работы (услуги) третьих лиц от своего имени, должен руководствоваться теми же правилами, что комиссионеры и агенты, для которых возможность выставления обобщенных счетов-фактур не предусмотрена.
Примечание. Налоговики разъяснили, что экспедитор перевыставляет счета-фактуры клиенту по аналогии с посредниками или путем составления сводного счета-фактуры.
Когда по договору оплата за экспедиционные услуги включает вознаграждение и расходы, доходом экспедитора признается именно сумма, указанная в договоре
Если договор экспедиции оформляется как договор возмездного оказания услуг, то все расчеты с третьими лицами экспедитор осуществляет от своего имени, расходы не перевыставляются заказчику, а осуществляются за свой счет. Оплата договора определена суммой, которая включает и вознаграждение, и расходы экспедитора.
Все затраты, понесенные в связи с исполнением договора, при условии их соответствия статье 252 НК РФ признаются расходами, учитываемыми в целях налогообложения компании-экспедитора. Указанной позиции придерживаются также Минфин России (письма от 14.06.11 N 03-07-08/185 и от 16.02.09 N 03-03-06/1/65) и УФНС России по г. Москве (письмо от 18.12.09 N 16-15/133974).
В пункте 9 статьи 270 НК РФ указано, что если при формировании налоговой базы все затраты, связанные с исполнением обязательств по договору, включаются в состав расходов, то поступления в виде имущества от заказчика учитываются при налогообложении в полном размере. Следовательно, доходом экспедитора является договорная стоимость услуг, оказанных клиенту в рамках договора. Выручка признается исходя из всех поступлений по договору транспортной экспедиции согласно статье 249 НК РФ.
Если экспедитор заключил экспедиционный договор с другой компанией-экспедитором на организацию перевозки, в этом случае, по мнению автора, схема учета расходов для целей налогообложения будет аналогична вышеизложенной. Только в этом случае экспедитор выступает уже как заказчик. Для него уплата экспедиторского вознаграждения другому экспедитору и понесенные расходы будут расходами в целях налогообложения, а полученное вознаграждение от клиента - его облагаемым доходом.
Примечание. Налоговики утверждают, что при включении экспедитором в расходы услуг выручка от оказания услуг по договору транспортной экспедиции признается в составе доходов организации в том объеме, в котором она получена от клиента.
Если перевозка осуществляется экспедитором лично, то транспортные расходы формируют налогооблагаемую базу экспедитора. Возможен другой вид договорных отношений, при котором экспедитор выступает перевозчиком груза, а для выполнения другой части привлекает третьих лиц, например для погрузочно-разгрузочных работ, хранения груза. Такой договор будет смешанным, его составление и исполнение регулируются не только положениями главы 41 "Транспортная экспедиция", но и положениями главы 40 "Перевозка" ГК РФ (ст. 784 ГК РФ).
Цена услуг определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора. Вознаграждение, полученное от заказчика-грузоотправителя или грузополучателя экспедитором, учитывается в его доходах для целей налогообложения прибыли организаций в том объеме, в котором оно получено (п. 1 и п. 2 ст. 249 НК РФ).
Однако если стороны прописали отдельно оплату вознаграждения за организацию и оплату услуг по перевозке, то, по мнению автора, целесообразно вести раздельный учет тех доходов (расходов), которые получены (понесены) при самостоятельном исполнении договора и при исполнении договора с привлечением других организаций, и в зависимости от классификации доходов и расходов применять для целей налогообложения прибыли одну из вышеприведенных учетных схем. То есть если в договоре с клиентом предусмотрена оплата, включающая расходы экспедитора, то экспедиционное вознаграждение, компенсацию расходов второму экспедитору первый учитывает в своих расходах. В этом варианте экспедитор представляет заказчику акт выполненных работ от своего имени, свой счет-фактуру и транспортные документы.
Если клиент возмещает расходы отдельно, то экспедитор перевыставляет на клиента расходы по второму экспедиционному договору. Разумеется, в такой ситуации необходимо четко разграничить в договоре те основные и дополнительные услуги, которые экспедитор-перевозчик будет выполнять самостоятельно, и те, к выполнению которых планируется привлечь сторонние организации.
Примечание. Экспедитор признается налоговым агентом в отношении суммы вознаграждения, выплачиваемого иностранному перевозчику, осуществляющему деятельность не через постоянное представительство.
Порядок начисления НДС и выставления счетов-фактур не отличается от обычной реализации услуг. Если экспедитор от своего имени и за свой счет заключает договоры на оказание услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, и ими не предусмотрено возмещение расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента, то налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции в соответствии с пунктом 1 статьи 156 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.10 N 17795/09).
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 и пунктом 3 статьи 169 НК РФ экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж. Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при реализации услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня их оказания.
Таким образом, в данном случае отражение выручки и оформление счетов-фактур происходят в общем порядке, как и при реализации по договору возмездного оказания услуг.
Что касается НДС по приобретенным услугам, то "входной" НДС по расходам, связанным с исполнением экспедиционного договора, экспедитор может предъявить к налоговому вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ.
Составление отчета экспедитора позволит избежать лишних вопросов по поводу формирования суммы затрат на транспортировку и экспедирование
Аналогично документации при посреднических отношениях стороны могут предусмотреть в экспедиционном договоре обязательное предоставление отчета экспедитора. Правилами экспедиционной деятельности не предусмотрено оформление данного документа.
При этом во избежание разногласий с налоговиками экспедитору лучше составить отчет для клиента. На необходимость составления такого отчета указывается, например, в письме УФНС России по г. Москве от 05.04.05 N 20-12/22797. Из этого письма следует, что расходы на вознаграждение экспедитора при соответствии требованиям, указанным в статье 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены в части сумм, причитающихся в качестве вознаграждения, отчетом агента.
Что касается судебной практики. В суде рассматривалось дело, где налоговики указали на неправомерное включение в расходы сумм, не подтвержденных отчетом экспедитора (постановление ФАС Московского округа от 11.08.09 N КА-А40/7718-09). Хотя суд и встал на сторону налогоплательщика, обосновывая, что компания представила доказательства обоснованности и подтвержденности расходов, все же спор с налоговиками решался уже в судебном порядке.
Примечание. Правильно составленный отчет экспедитора, предусмотренный в договоре, убережет компанию от претензий налоговых органов.
В деле, которое рассматривал ВАС РФ в 2012 году (постановление от 14.02.12 N 12093/11), суд упоминал об отчете агента. Однако отчет агента упоминался не как обязательный документ, который необходим для подтверждения вышеуказанных расходов, а как документ, содержащий определенную информацию, необходимую для положительного решения в пользу налогоплательщика.
Унифицированной формы данного документа нет, поэтому при заключении договора транспортной экспедиции следует утвердить форму отчета и его содержание. В отчете экспедитору было бы целесообразно отразить следующую информацию:
- суммы, полученные экспедитором от заказчика-грузоотправителя или грузополучателя для исполнения договора транспортной экспедиции;
- суммы, перечисленные экспедитором перевозчику и другим третьим лицам для исполнения договора;
- реквизиты документов, подтверждающих перевозку и оказание прочих дополнительных услуг по договору (разгрузка, хранение и т.п.);
- сумму вознаграждения экспедитора.
К отчету экспедитору желательно приложить все первичные документы, подтверждающие расходы, и копии договоров на перевозку груза, заключенных с третьими лицами (см. врезку на с. 50).
Документы. Первичные документы, которые безопаснее оформить при осуществлении экспедиционной деятельности
В соответствии со статьей 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции составляется в письменной форме. Иные документы, которые составляются в рамках такой сделки, также оформляются в письменной форме. Приказом Минтранса России от 11.02.08 N 23 утвержден Порядок оформления и формы экспедиторских документов.
Согласно пункту 5 указанного Порядка к экспедиторским документам относятся:
- поручение экспедитора, которое определяет перечень и условия оказания клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;
- экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;
- складская расписка. Она подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.
Примечание. Компания не смогла подтвердить обоснованность расходов на экспедиционные услуги, а также приобретение услуг для операций, признаваемых объектами обложения НДС, так как предоставила в суд акты оказания услуг, которые не раскрывали факт оказания услуги.
По мнению Минфина России, затраты на перевозку можно учесть в расходах только при наличии товарно-транспортной накладной и транспортной накладной
В ситуации, когда экспедитор является перевозчиком, к договору транспортной экспедиции применяются еще и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 N 272). Согласно пункту 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем.
Раннее транспортные расходы подтверждались товарно-транспортной накладной, составленной по форме N 1-Т (утв. постановлениями Госкомстата России от 28.11.97 N 78 и Правительства РФ от 15.04.11 N 272). С 25 июля 2011 года введена новая форма транспортной накладной, которая в настоящее время является подтверждением расходов на транспортировку при перевозках грузов автотранспортом. Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т также не отменена.
Официальная позиция по применению транспортной накладной изложена в письмах Минфина России от 27.02.12 N 03-03-06/1/105 и от 08.11.11 N 03-03-06/1/722, где разъясняется, что транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, то есть ее назначение отличается от назначения формы N 1-Т. Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов. Ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.
Иными словами, товарно-транспортная накладная служит для учета расходов на доставку грузов.
Отсутствие первичных документов экспедитора рискованно с налоговой точки зрения. Отсутствие или неверное их оформление может послужить основанием для отказа при налоговой проверке в признании понесенных расходов на основании статьи 252 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.11 N 16-15/093505@).
По мнению Минфина России, нарушение в оформлении, а также отсутствие указанных документов может являться основанием для отказа в применении нулевой ставки по НДС в отношении международных перевозок (письмо Минфина России от 02.08.11 N 03-07-15/72).
Примечание. Если экспедитор при перевозке не оформил транспортную накладную и ТТН, то налоговые органы могут отказать в применении налогового вычета из-за того, что реальность перевозки не подтверждена.
Вместе с тем, по мнению судов, транспортные расходы можно учесть и без транспортной накладной, если есть иные документы, подтверждающие произведенные затраты (постановления ФАС Московского от 06.02.09 N КА-А40/167-09 и Центрального от 14.10.10 N А09-11083/2009 округов). В рассматриваемом случае ими могут быть перечисленные выше экспедиторские документы.
П.Г. Дербенцев,
ведущий аудитор ЗАО "Группа Финансы"
"Российский налоговый курьер", N 6, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99