В муниципальном казенном учреждении сложилась следующая ситуация. В рамках заключенного с поставщиком муниципального контракта им был нарушен срок поставки в учреждение оборудования на 14 дней. Размер неустойки согласно контракту составляет 0,05% стоимости оборудования за каждый день просрочки. Стоимость оборудования - 1256 000 руб. Вправе ли учреждение предъявить поставщику неустойку за нарушение сроков поставки оборудования? Какими документами это следует оформить? Как отразить данные операции в бухгалтерском учете? Включается ли доход в виде неустойки за нарушение условий муниципальных контрактов в налоговую базу по налогу на прибыль?
Казенные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг руководствуются гражданским законодательством и Федеральным законом N 94-ФЗ*(1). В силу п. 1 ст. 4 данного закона казенные учреждения выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков и заключают государственные (муниципальные) контракты для нужд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (далее - контракты).
Согласно п. 10, 11 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ при заключении контрактов в них включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, установленного контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая неустойка (штраф, пени) устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Исходя из изложенного, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, заключенного по итогам размещения заказа, казенное учреждение вправе предъявить поставщику неустойку в объеме, установленном контрактом, но не ниже размера, предусмотренного Федеральным законом N 94-ФЗ. В нашем случае учреждение не нарушило данных требований законодательства, так как минимальный размер неустойки, который может быть установлен в контракте, составляет 0,0275% (8,25/300)*(2) за каждый день просрочки обязательства.
Порядок предъявления, уплаты и зачета неустойки казенными учреждениями разъяснен в Письме Минфина РФ от 26.12.2011 N 02-11-00/5959.
С учетом положений ст. 125, 126 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. В этом случае исполнение должником возникших обязательств регламентируется гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством). В отношении уплаты неустойки кредитору - публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно нормам ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.
С учетом вышеуказанных норм, по мнению Минфина, в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика - получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта на основании ст. 313 ГК РФ может быть предусмотрено, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ возложено на государственного (муниципального) заказчика.
При этом оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого перечисляется неустойка (пени, штраф) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.
Что касается документов, на основании которых учреждение вправе выдвинуть требование по уплате неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по заключенному контракту на поставку материальных ценностей, а также определить порядок исполнения денежного обязательства учреждения по контракту, Минфин привел дополнительные разъяснения в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525. Такими документами являются акт о приемке товаров, работ, услуг, иной документ, предусмотренный обычаями делового оборота, содержащий сведения об исполнении обязательства исполнителем, принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафа), содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов. В письме также обращено внимание, что обязанность составления акта о приемке товара, иного документа может быть предусмотрена сторонами при заключении контракта.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафа) по государственному (муниципальному) контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.
Операции по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по муниципальному контракту, а также операции по предъявлению требований по уплате неустойки (пеней, штрафа) и исполнению указанных требований отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены получателем бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года | КРБ* 1 501 15 310 | КРБ 1 501 13 310 | 1 256 000 |
Приняты обязательства согласно заключенному государственному (муниципальному) контракту | КРБ 1 501 13 310 | КРБ 1 502 11 310 | 1 256 000 |
Предъявлена учреждением в адрес поставщика (исполнителя) неустойка на условиях государственного (муниципального) контракта (1256 000 руб. х 0,05% х 14 дн.) | КДБ** 1 205 41 560 | КДБ 1 401 10 140 | 8 792 |
Принято к учету обязательство в сумме произведенной поставки (выполненных работ) | КРБ 1 106 31 310 | КРБ 1 302 31 730 | 1 256 000 |
Принято денежное обязательство по оплате согласно государственному (муниципальному) контракту (в сумме произведенной поставки (выполненных работ)) | КРБ 1 502 11 310 | КРБ 1 502 12 310 | 1 256 000 |
Уплачена с лицевого счета получателя денежных средств в доход бюджета сумма неустойки, удержанная во исполнение обязательства | КРБ 1 302 31 830 | КРБ 1 304 05 310 | 8 792 |
Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному (муниципальному) контракту | КДБ 1 210 02 140 | КДБ 1 205 41 660 | 8 792 |
Произведена оплата обязательства по государственному (муниципальному) контракту (в сумме неисполненных денежных обязательств) | КРБ 1 302 31 830 | КРБ 1 304 05 310 | 1 247 208 |
* КРБ - код классификации расходов бюджетов. ** КДБ - код 000 1 16 90000 00 0000 140. |
Как уже отмечалось выше, заключая муниципальный контракт, муниципальный заказчик выступает от имени муниципального образования. Средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, признаются доходами муниципального образования. В соответствии со ст. 246 НК РФ муниципальные образования, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль. Таким образом, доходы в виде неустойки за нарушение условий муниципальных контрактов в налоговую базу по налогу на прибыль не включаются. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112.
О. Гришакова,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 марта 2013 г.
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Согласно Указанию ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У ставка рефинансирования равна 8,25%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"