Комментарий к Антитабачному закону
В настоящее время в СМИ бурно обсуждается Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака" (далее - Антитабачный закон). В рамках данной статьи осветим основные положения Антитабачного закона, в том числе касающиеся запрета курения табака на отдельных территориях (в помещениях, на объектах), а также ограничений в сфере продажи табачных изделий.
Антитабачный закон придет на смену действующему сегодня Федеральному закону от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". Новый закон разработан с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака*(1) и направлен на охрану таких основополагающих прав граждан, как право на охрану здоровья и право на благоприятную среду (ст. 41, 42 Конституции РФ). Предполагается, что Антитабачный закон вступит в силу (за исключением отдельных положений) 1 июня 2013 года.
Запрет курения табака на отдельных территориях
Комментируемый закон устанавливает поэтапный запрет на курение в общественных местах. Так, с даты вступления закона в силу для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (пп. 1, 2, 4, 7-11, 13 п. 1 ст. 12 Антитабачного закона):
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
- на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
- в помещениях социальных служб;
- в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
- в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов*(2);
- на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
- на автозаправочных станциях.
Годом позже (с 01.06.2014) запрет на курение будет действовать также (пп. 3, 5, 6, 12 п. 1 ст. 12 Антитабачного закона):
- в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров*(3);
- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.
Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, необходимо будет размещать знак о запрете курения. Органы государственной власти субъектов РФ вправе будут устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и помещениях.
Запрет рекламы и стимулирования продажи табака
Статьей 16 Антитабачного закона вводится запрет на рекламу табачных изделий и стимулирование продажи табака, табачных изделий. Вернее, нормы указанной статьи дополняют уже действующие сегодня ограничения в сфере рекламы табака, установленные Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (п. 5 ст. 16 Антитабачного закона). Напомним, в соответствии со ст. 23 Федерального закона N 38-ФЗ реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:
- содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от курения;
- обращаться к несовершеннолетним и использовать образы несовершеннолетних.
Кроме того, реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:
- в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
- в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
- на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
- на всех видах транспортных средств общего пользования;
- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
- в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе 100 м от таких сооружений.
Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено 10% рекламной площади (рекламного пространства).
Итак, в дополнение к перечисленным ограничениям Антитабачный закон запрещает:
- распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков (проведение различных промоакций уйдет в прошлое);
- применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
- использование и имитацию табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами (по сути, указанная норма вводит запрет на производство и реализацию электронных сигарет, а также других изделий, имитирующих табачные, например, жевательных резинок);
- демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс потребления табака*(4);
- организацию и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
- организацию и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
- использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;
- спонсорство табака (любой вид вклада в любые события, мероприятия, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно).
Во вновь созданных аудиовизуальных произведениях (теле- и видеофильмах, театральных представлениях, радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах), предназначенных для взрослых, демонстрация табачных изделий, а также процесса потребление табака также запрещена, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла. С 01.06.2014 при прокате аудиовизуальных произведений, в которых присутствуют табачные изделия либо показан процесс потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения (программы).
Розничная продажа табачной продукции
Положения закона, касающиеся розничной продажи табачной продукции, аналогичны требованиям, предъявляемым к предприятиям розничной торговли алкогольной продукции на основании Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Нормы Антитабачного закона, регулирующие порядок осуществления розничной торговли табачной продукцией, будут вступать в силу поэтапно. Так, с 01.06.2013 запрещается розничная торговля табачной продукцией:
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на расстоянии менее 100 м по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Так же как и ранее, не допускается розничная торговля сигаретами в количестве менее 20 штук в пачке, розничная продажа сигаретами и папиросами поштучно. Вводится запрет на продажу табачных изделий без потребительской тары, упакованных в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями, а также на оптовую и розничную продажу насваев (вид некурительного табачного изделия) (п. 6, 8 ст. 19 Антитабачного закона).
Продолжает действовать запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним. В соответствии с новым законом в случае возникновения у продавца сомнения по поводу возраста покупателя он обязан потребовать у последнего документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен (ст. 20 Антитабачного закона). Кроме того, данной статьей вводится запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетними продавцами.
Остальные ограничения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями вступят в силу годом позже (с 01.06.2014). Так, с указанной даты розничная торговля табачной продукцией будет осуществляется только в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест*(5). Таким образом, розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами будет запрещена (п. 1-3 ст. 19 Антитабачного закона).
С июня 2014 года нельзя будет выкладывать табачную продукцию на витринах розничного магазина. Покупателю будет предлагаться перечень продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции (п. 4, 5 ст. 19 Антитабачного закона).
Также с указанной даты будет введен запрет на розничную продажу табачной продукции на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия
Помимо установленных ограничений в выборе мест для курения, а также для продажи табачных изделий, о которых говорилось выше, сокращение спроса на табачные изделия планируется достичь посредством ценовых и налоговых мер. В частности, согласно ст. 13 Антитабачного закона (вступит в силу с 01.01.2014) на территории РФ будут существенно увеличены акцизы на табачную продукцию. Другая мера государственного воздействия на уровень цен табачной продукции - установление минимальных розничных цен на такую продукцию (минимальная розничная цена - это цена, ниже которой единица потребительской упаковки табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями).
Пунктом 3 названной статьи определено, что минимальные розничные цены будут устанавливаться на уровне 75% от максимальных розничных цен. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, будет запрещена.
Кроме запрещающих мер, в комментируемом законе содержатся положения об оказании гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.
***
В соответствии со ст. 23 Антитабачного закона за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака будет установлена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность. В настоящее время незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, представляет собой объект административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ст. 14.2 КоАП РФ. Напомним, что в соответствии с указанной нормой при выявлении факта совершения обществом (ИП) административного правонарушения в сфере оборота табачной продукции контролирующие органы привлекают нарушителя к административной ответственности. Размер штрафа для граждан составляет от 1500 до 2000 руб., для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Во всех случаях предметы административного правонарушения могут быть конфискованы. Думаем, что со вступлением в силу Антитабачного закона меры ответственности будут существенно ужесточены.
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в 2008 году (Федеральный закон от 24.08.2008 N 51-ФЗ).
*(2) На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции (пп. 2 п. 2 ст. 12 Антитабачного закона).
*(3) При перевозках пассажиров на судах дальнего плавания собственник судна по своему усмотрению вправе выделить место для курения на открытом воздухе или организовать для этих целей изолированное помещение, оборудованное системой вентиляции (пп. 1 п. 2 ст. 12 Антитабачного закона).
*(4) Заметьте, запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака вводится только в отношении вновь созданных произведений. Таким образом, с момента вступления закона в силу мультфильм "Ну, погоди" и другие передачи для детей не уйдут с экранов.
*(5) При отсутствии в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"