Трудовые резервы
Глобальные миграционные процессы - это объективная реальность сегодняшнего мира, от них уже никуда не деться, это давно стало нормой построения бизнеса. Как обстоит дело с иностранной рабочей силой в России? Приносят ли заграничные трудовые резервы больше пользы или вреда, выясняла Ольга Любченко.
В цифрах
Стоит начать с того, что мигрантов в России насчитывается 10 млн. человек, то есть почти 7 процентов от общей численности населения, которая, по данным переписи 2010 года, составляет 142,9 млн. человек. По сравнению с 2002 годом, когда проводилась предпоследняя перепись, количество россиян уменьшилось на 1,6 процентов или на 2 млн. 310 тыс. человек. Таким образом, в среднем каждый год убыль составляет почти 290 тыс. По расчетам, к 2025 году трудоспособное население в России сократится на 10 миллионов.
При этом ежегодно в страну въезжает 200 тыс. мигрантов. То есть количество прибывающих работников восполняет 80 процентов естественной убыли населения. Учитывая, что работоспособных граждан насчитывается 90 млн. человек, можно смело говорить, что каждый десятый труженик в России - это иностранец!
Ученые считают, что 7 процентов "импортных" рабочих от всего занятого населения - это тот критический порог, при котором возможно комфортно ужиться мигрантам и коренным жителям. При этом многие аналитики утверждают, что в нашей стране работающих иностранцев насчитывается порядка 20-25 млн. человек, при этом точно посчитать количество всех мигрантов, многие из которых въезжают в Россию без визы, проблематично. Таким образом, если верить неофициальным данным, то число работающих иностранцев составляет 14-18 процентов.
Но есть и другие цифры. Более положительные. По оценкам экспертов, сейчас мигранты обеспечивают от 5 до 8 процентов нашего ВВП. При этом суммарные денежные переводы иностранцев из России составляют порядка 0,1 процента отечественного ВВП. Не много, но этих сумм достаточно, чтобы занять значительный процент в ВВП таких государств, как Армения или Таджикистан. Для последнего - это почти половина его внутреннего валового продукта. А это дополнительные внешнеполитические рычаги влияния уже самой России.
Или вот еще факты. С момента введения в июне 2010 года миграционного патента для легализации иностранцами своей трудовой деятельности в казну поступило более 11 млрд. рублей. Это притом, что сам патент на месяц стоит всего 1 тыс. рублей.
Упрощение...
Впрочем, наша власть осознает проблему иностранной рабочей силы и пытается обратить миграционные процессы на пользу стране. Именно так следует расценивать слова Президента РФ Владимира Путина, произнесенные им еще в 2006 году в своем ежегодном послании Федеральному собранию. Тогда он сказал, что эффективная миграционная политика - одно из главных направлений решения демографической проблемы в России.
И власть последовательно движется в этом направлении.
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон N 320 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который меняет порядок нахождения в стране работающих иностранцев и регулирует условия их трудовой деятельности. В целом, норма упрощает жизнь и деятельность специалистов из-за рубежа. В частности, теперь работодателям можно подавать в ФМС документы для привлечения иностранцев к работе в электронной форме, а также допускать к труду мигрантов без соответствующего разрешения.
Примечание. Больше возможностей
В целом норма упрощает жизнь и деятельность специалистов из-за рубежа. В частности, теперь работодателям можно подавать в ФМС документы для привлечения иностранцев к работе в электронной форме, а также допускать к труду мигрантов без соответствующего разрешения.
Этот же закон предоставляет иностранцам социально-бытовые гарантии и устанавливает административную ответственность для работодателей и чиновников за непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению мигрантов. Кроме того, созданы условия по облегчению пребывания в стране работников из Таджикистана. Им, в отличие от уроженцев других стран, можно становиться на миграционный учет в течение 15 дней, а не 7, как было ранее.
За федеральной властью тянется и местная. Например столичные чиновники разработали поправки к закону "О занятости населения в городе Москве", по которому мигрантам и россиянам будут платить одинаковые зарплаты.
А в феврале этого года ФМС подготовила новые поправки к ФЗ N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Теперь приезжий рабочий, который приходит в ФМС для оформления разрешения на труд или для покупки патента, может в трехдневный срок получить индивидуальный налоговый номер, и эта мера, безусловно, выгодна компаниям.
...и ужесточение
Но вместе с тем в Уголовный Кодекс были внесены изменения, усиливающие уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. Согласно статье 322.1 УК РФ, подобные действия классифицируются как правонарушения средней тяжести, а при наличии некоторых других признаков - как тяжкие преступления. Кроме того, Трудовой Кодекс обязывает фирмы включать обязательным условием рабочего контракта с иностранцем наличие у него медицинского полиса.
Примечание. Шире круг
Постепенно расширяется круг фирм, которые могут принимать на работу иностранных граждан, легально находящихся на территории страны. Это безусловный плюс, с точки зрения бюджетов компаний, которые могут значительно экономить на фонде оплаты труда.
Если коротко охарактеризовать все эти нововведения, то можно заявить, что страна оказывает всемерное поощрение (по-другому и не назовешь) легальной миграции, при этом усиленно противостоит нелегальной.
Не обойтись
Будем откровенны, без миграции на данном этапе России не обойтись. Иностранцы составляют значительный процент трудовой силы в строительстве (15-20% от общего количества занятых человек), сельском хозяйстве (10-15%), в сфере обслуживания (10-15%), промышленности (5-10%). Распределение заграничных тружеников по регионам крайне неравномерное. Так, например, в Москве, по оценкам экспертов, 90 процентов всех людских ресурсов, занятых в строительстве, составляют мигранты. А коммунальное хозяйство столицы?! Таджик-дворник стал понятием нарицательным. В Приморье те же 90 процентов овощеводов - китайцы! "Выдерни" сейчас иностранцев - и в некоторых регионах по отдельным отраслям промышленности наступит коллапс. Поэтому последние законодательные инициативы власти надо только приветствовать.
Еще несколько доводов в защиту действий государства. Упрощение легализации мигрантов неминуемо уменьшает количество преступлений, которые те совершают. Экономически намного более выгодно цивилизованно использовать иностранную рабочую силу, чем тратить средства и людские ресурсы на ее поиск и депортацию из страны. Постепенно расширяется и круг компаний, которые могут принимать на работу иностранных граждан, легально находящихся на территории страны. Это безусловный плюс, с точки зрения бюджетов компаний, которые могут значительно экономить на фонде оплаты труда.
Жить хорошо
Так почему же в России мигрантам жить хорошо? Попробуем разобраться.
Во-первых, в стране упал средний уровень квалификации. Из-за того, что система профтехобразования, позволявшая СССР входить в первую десятку стран по выпуску квалифицированных рабочих, находится не в самом лучшем положении. Сейчас страна по этому показателю базируется где-то между 160 и 170 местом. При этом ФМС открывает техникумы в Таджикистане и Киргизии, дабы в Россию прибывали квалифицированные иностранцы.
Во-вторых, работодателю и местным чиновникам выгоднее нанять мигранта, чем коренного жителя. Почему? Потому что платить ему можно значительно меньше, кроме этого, не обязательно заботиться о его социально-бытовом обустройстве.
И в-третьих, наш бич - тотальная российская коррупция. О ее размахе свидетельствует такой факт: на одного мигранта в бюджет коммерческих структур в Москве ежемесячно закладывается около 50 тыс. рублей. Но только треть попадает в мозолистые руки иностранца, остальное теряется где-то между чиновниками и коммерсантами.
Стоит ли сокращать количество мигрантов? Сейчас сделать это крайне сложно. И прежде необходимо найти разумный баланс между экономическими интересами государства и своих граждан. То есть иностранной рабочей силы в стране должно быть ровно столько, сколько необходимо экономике. Конечно, поиск компромисса - дело трудное и неблагодарное. Сейчас без мигрантов наступит спад производства и объема предоставляемых услуг, что неминуемо отразится на благосостоянии самих россиян. То есть это проигрыш в ближайшей перспективе. Игнорирование же интересов коренного населения - это путь в никуда - проигрыш в стратегическом и тактическом отношении.
О. Любченко
"Расчет", N 4, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru