Неспециализированные субъекты предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних
Большинство криминологов сходятся во мнении, что одной из основных причин преступности несовершеннолетних является неблагополучие семей, в которых они воспитывались, и как следствие этого - их педагогическая запущенность.
В числе неспециализированных субъектов профилактики корыстной преступности несовершеннолетних можно назвать негосударственные организации, объединения, группы граждан; политические партии и массовые общественные организации; объединения и молодёжные формирования; профсоюзы; учреждения физической культуры и спорта, туризма и культуры; частные детективные и охранные службы; средства массовой информации; различные ассоциации и сообщества; творческие союзы; благотворительные структуры и религиозные организации; общественные организации и формирования, создаваемые на добровольной основе; общественность, участвующую в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов, органов местного самоуправления; семью и родственников. Наибольшее внимание следует уделить роли семьи, средств массовой информации и общественности как субъектов наиболее эффективного воздействия на несовершеннолетних в целях профилактики подростковой преступности, в том числе и корыстной направленности.
Большинство криминологов сходятся во мнении, что одной из основных причин преступности несовершеннолетних является неблагополучие семей, в которых они воспитывались, и как следствие этого - их педагогическая запущенность. Верно отмечает С.А. Тарарухин, что "причину становления человека на преступный путь вряд ли можно объяснить, если не обратиться структуре семейных отношений"*(1). Таким образом, неблагоприятные условия нравственного воспитания в семье, отрицательное воздействие родителей на несовершеннолетних рассматриваются как одни из основных причин, способствующих совершению краж несовершеннолетними*(2).
Роль семьи в воспитании несовершеннолетних трудно переоценить, поскольку образ жизни родителей - решающий элемент в формировании личности детей. Семья даёт подростку первый жизненный опыт, от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей. Как указывал А.Б. Сахаров, от обстановки в семье, от примера родителей, от правильности их поведения по отношению к обществу и детям во многом зависит, какими вырастут сами дети*(3).
Воспитательный потенциал семьи включает возможности духовно-практической деятельности родителей по формированию личностных качеств и жизненных ориентиров у детей, закладывающихся в семейной микросреде под воздействием образа жизни семьи в целом. "Углубляющаяся дезорганизация семьи, разрушение ее нравственно-этических норм, конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие экономической, правовой и моральной незащищенности становятся факторами возникновения асоциальных свойств личности, в том числе и агрессивности подростков"*(4).
Семья играет огромную роль в формировании подростков как личностей. В педагогике для характеристики семей, обстановка в которых может оказать негативное влияние на подростков, часто используется термин "неблагополучная семья". К таким семьям относят семьи алкоголиков, наркоманов, безработных. Статистические данные МВД России свидетельствуют, что почти 50% несовершеннолетних, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. В семьях, где, в отсутствие родного отца, воспитание осуществлялось матерью и отчимом или лицом, не состоящим в браке (52%), подростки также были склонны к совершению правонарушений, поскольку в подобных семьях нередко присутствует эмоциональное отвержение ребенка, дети становятся никому не нужны и предоставлены сами себе. Значительную часть правонарушителей составляют внебрачные дети, у 9% несовершеннолетних, совершивших преступления, отцы или матери находятся в местах лишения свободы. Жестокое отношение со стороны родителей, неполноценное питание приводят к ухудшению психологического климата в семье, к увеличению стрессовых ситуаций, побегам из семьи. По данным МВД России, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения свыше 90 тыс. юных россиян. О кризисе семейного института свидетельствует тот факт, что ежегодно в стране регистрируется большое число разводов*(5).
Подростки, получая на примере родителей образцы самоутверждающегося поведения, эгоизма, конфликтности, пьянства, моральной деградации повторяют жизненный путь родителей уже в своих собственных семьях. Все это усугубляется агрессивной массовой культурой, насаждающей западный образ жизни, стремление к независимости, к сведению к минимуму обязанностей по отношению к другим людям, что отнюдь не способствует укреплению института семьи.
Изучение материалов уголовных дел показывает, что педагогическая запущенность несовершеннолетнего является следствием одного из двух обстоятельств: либо родители не желают воспитывать ребенка, либо не имеют достаточных для этого знаний и времени систематически заниматься воспитанием детей. А в основе указанных обстоятельств лежит, прежде всего, легкомыслие родителей по отношению к рождению и воспитанию детей. На подростковую преступность влияет также отступление родителей в воспитании от принципов гуманизма (человеколюбия) и демократизма, усиление среди родителей, родственников и знакомых правового нигилизма, формирование установок на возможность силового решения проблемы*(6).
Исследования условий жизни в семье и особенностей воспитания несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстных преступлений, показывают, что основной причиной совершения ими преступлений являются, прежде всего, факторы семейного неблагополучия и, как следствие этого, педагогическая запущенность несовершеннолетних. А.Д. Вельчев и Г.Г. Мошак отмечают, что "преступление подростка - это в первую очередь результат дурного семейного воспитания"*(7).
Следует заметить, что основы асоциального поведения человека закладываются и формируются в раннем возрасте - до 5 лет. Первые несколько лет жизни ребенка являются решающими в становлении его как личности, с присущими ему чертами характера, элементами будущего мировоззрения, ценностных ориентаций. К.Е. Игошев и Г.М. Миньковский в своих исследованиях отмечали, что самосознание и осознание требований среды развивается очень рано, начиная с возраста от одного года до двух лет, и что "уже в этот период начинается интенсивное усвоение норм поведения системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них - соответствующих требований и представлений общества... Как правило, к четырем-пяти годам закладываются до 40% способностей и черт характера человека"*(8).
Даже достаточно четко продуманная система воспитания, опирающаяся на проверенный опыт, традиции и вновь приобретенные знания, строится на использовании врожденных данных и осуществляется в семейной среде. Она занимает важнейшее место в системе развития детей и включает, по мнению В.М. Волковой, четыре основные сферы: социально-культурную среду (образовательный уровень родителей и их участие в социальной деятельности); технико-гигиеническую среду; социально-экономическую и демографическую среду, которые имеют такие параметры, как структура семьи, семейные отношения, занятость родителей на работе. Изменение этих и других параметров ведет к изменению семейной среды и эффективности семейного воспитания*(9).
Поскольку семья, составляющая основную среду развития и формирования подрастающей личности, в зависимости от типа семейных отношений определенным образом влияет на формирование и поведение несовершеннолетнего, поэтому целесообразно рассмотреть основные черты семей, оказывающих негативное воздействие на социализацию подростка. С.Л. Сибиряков, изучая основные разновидности семейного неблагополучия, выделяет семьи, в которых основной причиной асоциализации подростка выступают: игнорирование родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, пренебрежительное отношение к нему, заброшенность, отчужденность; конфликты - взаимные непонимания детей и родителей, переходящие во временные или постоянные столкновения; дурной пример членов семьи по отношению к ребенку, которые косвенно или прямо вовлекают несовершеннолетнего в девиантное поведение; разрушение семьи - прежде всего, развод родителей, в большинстве случаев негативно влияющий на развитие ребенка*(10).
Одной из причин развития асоциального поведения подростка является минимальное внимание к ребенку со стороны родителей, выражающееся, в основном, в жестком контроле за соблюдением ребенком правил поведения в семье. Такой тип воспитания принято называть отчужденно-контролирующим. Такой тип воспитания характерен для семей, в которых родители (а в неполной семье - один родитель) заняты работой, карьерой, нацелены на достижение профессиональных успехов и материального благополучия, имеют широкий круг общения и интересов. Ребенок с большей или меньшей степенью осознанности относится ими к "приложению" к жизни, которое необходимо контролировать и правильно воспитать для поддержания репутации и положения в обществе. А.С. Макаренко описывал такой тип воспитания следующим образом: "Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства"*(11).
Зачастую негативное воздействие такого воспитания на формирование личности подростка усугубляется использованием силовых методов воздействия на ребенка со стороны родителей, чтобы добиться его послушания. Итогом является некомфортность обстановки в семье для ребенка, который стремится освободиться от контроля родителей и одновременно найти понимание в компании сверстников. Совершение ребенком из подобной семьи преступления для родителей является шоком, абсолютно непредполагаемым вариантом развития событий, предпосылок для которого, по их мнению, абсолютно не было. Для несовершеннолетнего совершение хищения, зачастую с применением насилия, есть вызов родителям, противопоставление себя навязываемому ими варианту поведения, пренебрежение установленными для него родителями правилами, акт свободы и одновременно способ привлечь их внимание.
Еще одним весьма распространенным типом воспитания, приводящим к асоциализации и криминализации подростка, является отчужденно-безразличный тип воспитания. Он присущ семьям, в которых родители не только посвящены сами себе, но и сами являются асоциальными личностями, обладающими вредными привычками, страдающими алкоголизмом, наркоманией, ведущими аморальный образ жизни. Такие родители часто не имеют представления о том, где находится и чем занят их ребенок, с кем он общается, посещает ли школу и какова его успеваемость. При таком типе воспитания ребенок не только страдает от отсутствия внимания со стороны родителей, но и не контролируется ими.
Основными личностными характеристиками "отчужденных" подростков являются агрессивность, эгоцентричность, равнодушие к окружающим, невосприимчивость к критике, трудность в общении. При этом естественная потребность в общении реализуется посредством включения в группу подростков со сходной направленностью личности и чертами характера. Такие группы являются чрезвычайно устойчивыми и сплоченными, совершают насильственные хищения, не только удовлетворяя тем самым свои материальные потребности, но и проявляя агрессию.
Компенсация отчужденности, причем уже в возрасте 5-7 лет, возможна и в виде проявления детской клептомании - серьезного заболевания, выражающегося в привычке брать не принадлежащие ребенку вещи у родителей, посторонних взрослых и сверстников. Как правило, действительной потребности в вещах ребенок не испытывает, а использует изъятие чужих вещей для компенсации душевной недостачи. Как пишет А. Гармаев, переживание радости от того, что "у меня наконец-то есть то, что по праву должно мне принадлежать" (если украсть удалось) сводит на нет все педагогические попытки объяснить, что "воровать нехорошо"*(12).
Совершенно противоположный по своим характеристикам тревожно-контролирующий тип воспитания способен привести к аналогичным результатам. Родители, проявляющие свое внимание и любовь к ребенку посредством чрезмерной опеки, созданием искусственной среды, в которой все решения принимаются за ребенка, все трудности разрешаются самими родителями, как бы изолируют ребенка от воздействия внешней среды. И если в случае с малолетним такое поведение родителей оправдано и принимается ребенком, то подросток постепенно начинает тяготиться избыточной опекой родителей, ищет свободы, но из-за авторитета родителей он не имеет опыта этой свободы и не может выбрать адекватный способ ее достижения. Зачастую достижение свободы видится подростку в противоправном поведении, что приводит к употреблению алкоголя или наркотиков, участию в групповом преступлении - хулиганстве или краже. Еще одним негативным последствием такого воспитания является выработка у ребенка устойчивой привычки к послушанию, которая приводит к повышенной подверженности влиянию (в первую очередь - негативного) старших или более самостоятельных товарищей и, как следствие, вовлечению в совершение преступлений.
Чрезмерные проявления родительской любви к ребенку характерны и для попустительского типа воспитания, при котором родители потакают единственному ребенку в семье, балуют его, ни в чем не отказывают, исполняют все прихоти и желания, не настаивая на своем и не требуя от ребенка послушания. Становление единственного ребенка в семье как потребителя - это высоко вероятное следствие воспитания любящими родителями или одним родителем. Стоит отметить, что на сегодняшний день тип однодетной семьи становится все более распространен - по данным 1994 г. таких было 65% из всех семей, имеющих детей. Посредством такого воспитания родители прививают детям "отвращение к физическому труду, воспитывают у них взгляд на труд как на что-то зазорное. Хотя трудовая деятельность - важный фактор профилактики правонарушений школьников, так как труд развивает умственные способности и творческую деятельность человека. Резкое возрастание материальных потребностей у таких несовершеннолетних при невозможности их легального удовлетворения, часто толкает подростков на совершение краж"*(13). Вседозволенность, привычка добиваться своего, считаться только с личными интересами, пренебрегая интересами и потребностями других способствуют формированию у ребенка эгоистических черт характера, что проявляется в агрессивности, жестокости пи совершении корыстных преступлений подростком, который привык получать все желаемое по первому требованию и вдруг столкнулся с сопротивлением. По данным, полученным в результате исследования Р.А. Базаровым, 40% из числа опрошенных несовершеннолетних, осужденных за тяжкие насильственные преступления, воспитывались в семьях, где бы они были единственным ребенком, 34,8% - в семьях, где было двое детей, 17,3% - в семьях с тремя детьми, менее 8% - в семьях, в которых воспитывалось более трех детей*(14). Как правило, преступления совершаются такими подростками в одиночку, поскольку, с одной стороны, они не испытывают потребности в помощи и не привыкли делиться - с другой. Еще одной отрицательной чертой рассматриваемого типа воспитания является стремление родителей всячески выгородить своих детей, вплоть до сокрытия совершенных подростками правонарушений и преступлений. Дети свыкаются с мыслью о том, что можно вести себя как угодно, совершать любые действия, в том числе и противоправные, и при этом получать поддержку родителей.
Наиболее опасным с точки зрения формирования криминогенных черт личности является непоследовательный тип воспитания. Для такого воспитания характерно отсутствие какой-либо системы, выбор направления воспитательного воздействия и применяемых методов зависит от эмоционального настроения родителей; отношение к ребенку подвержено значительным колебаниям - от проявления большой любви до игнорирования, от прощения серьезных проступков до жестоких наказаний за шалость. Для формирования личности ребенка такое переменчивое отношение к ним родителей крайне негативно, особенно в вопросе наказание за совершенный проступок. Отсутствие принципов "законности" и "неотвратимости ответственности" неблагоприятно сказывается на формировании важнейших первичных элементов в правосознании ребенка, поскольку за схожие проступки наказание может быть очень жестким, очень мягким, либо отсутствовать совсем. Например, исследования американских ученых показывают, что у ребенка ни в коем случае не должно возникать ощущение, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение или позволять ему вести себя таким образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. Если же это происходит, то, как пишут Р. Бэрон и Ричардсон, такая непоследовательность воспитания разлагающе действуют на поведение детей*(15). В процессе проведенного среди школьников опроса более 70% всех учащихся ответили, что именно от настроения родителей зависит, будут или нет они наказаны за совершенный ими проступок и каково будет наказание. Чуть более 10% опрошенных ответили, что наказание для них является всегда неизбежным, в то время как для 18,5% учащихся наказание за проступок вообще не последует.
В связи с изложенным, весьма актуальным является вопрос о стратегии воспитания и формирования в рамках семьи личности подростка, выборе способов, форм и методов ранней профилактики корыстных преступлений несовершеннолетних. В числе форм превентивного влияния на криминогенные факторы на уровне семьи Т.В. Шипунова называет широкое использование гибких графиков работы или частичной занятости для женщин, имеющих детей, т.к. невнимание родителей к своим детям является наиболее сильным фактором, влияющим на девиантное поведение детей; обучение родителей педагогическим навыкам, создание консультационных служб и телефонов доверия; повышение качества работы дошкольных учреждений, программы которых должны быть ориентированы, прежде всего, на развитие познавательных способностей детей и их социальную адаптацию; разработку и реализацию программ поддержки семей в условиях социальной дезадаптации и стрессовых ситуациях (например, семей мигрантов)*(16).
Принципиально важным моментом, который необходимо учитывать, является построение сбалансированной системы воспитания в семье, основанной на установлении отношений между родителями и ребенком, характеризующихся высокой степенью внимания и доверия в сочетании с должным уровнем контроля поведения ребенка, но без допущения попустительства и авторитаризма. В связи с этим, весьма актуально предложение Т.В. Шипуновой о введении обучения родителей педагогическим навыкам, возрождении утратившего, по мнению руководства образовательных ведомств, предмета "Этика и психология семейной жизни". Профилактика подростковой преступности и ее предпосылок - семейного неблагополучия - посредством введения обучения школьников основам семейного права, психологии, культуры, взаимоотношений в семье представляется весьма эффективным, поскольку позволит еще в школьном возрасте сформировать правильное представление об основах семейных отношений, а в дальнейшем - создать благополучные семьи и выбрать правильное направление в воспитании детей.
В целях ранней профилактики преступности несовершеннолетних одним из особенно важных направлений воспитания подростков является приучение к труду. В ребенке с раннего возраста должно развиваться чувство ответственности, дисциплинированности путем привлечения его к простым работам по дому, выполнением адекватных его возрасту заданий, уборкой своей комнаты, вещей, рабочего места. Само формирование этих качеств является благотворным для здорового правосознания, а также для профилактики имеющих криминогенное значение потребительских установок личности.
Необходимо отметить, что правовое регулирование семейных отношений и взаимоотношений "ребенок-родители", установление на законодательном уровне обязанностей родителей по отношению к детям и ответственности за их неисполнение являются также весьма важными направлениями ранней профилактики корыстной подростковой преступности. В российском законодательстве существует ряд противоречий в указанной сфере. Так, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156), при этом Конституция РФ (п. 2 ст. 38) определяет, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, в Семейном кодексе Российской Федерации*(17) также содержится положение о том, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ). Возникает определенная правовая коллизия - с одной стороны, законодательство предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по воспитанию ребенка, с другой - закрепляет право родителей на воспитание. Под субъективным правом понимаются "гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица"*(18), обязанность представляет собой меру должного поведения лица. Таким образом, положения Конституции РФ и Семейного кодекса РФ провозглашают воспитание детей и мерой должного, и мерой возможного, дозволенного поведения родителей, что нелогично и весьма противоречиво. Права и обязанности, с точки зрения теории права, представляют собой корреспондирующие категории, в связи с чем более разумно было бы установление обязанности родителей по воспитанию детей и права ребенка на должное воспитание со стороны родителей, тем более, что та же ст. 38 Конституции РФ однозначно определяет заботу о нетрудоспособных родителях обязанностью трудоспособных детей, достигших 18 лет. Кроме того, ст. 54 Семейного кодекса РФ закрепляет право детей на воспитание своими родителями. Введение на законодательном уровне однозначной обязанности родителей по воспитанию детей и установления ответственности (административной и уголовной) за отказ от воспитания детей позволили бы значительно сократить количество детей, от которых родители отказались, в частности, оставленных молодыми матерями в родильных домах. В связи с изложенным, следовало бы внести изменения в положения Конституции РФ и закрепить в п. 2 ст. 38 право детей на должное воспитание со стороны родителей, а положение об обязанности родителей воспитывать своих детей предусмотреть в числе прочих обязанностей человека и гражданина. Следует отметить, что в отечественной истории была практика закрепления положения о воспитании детей именно как родительской обязанности. Статья 60 Конституции РСФСР 1978 г. гласила: "Граждане РСФСР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами российского общества"*(19). В Конституции РФ целесообразно также сформулировать обязанность родителей по воспитанию детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям. Следует поместить указанную норму перед всеми иными обязанностями, и дополнить Конституцию РФ статьей 56.1 следующего содержания: "Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям". При этом п. 2 ст. 38 Конституции РФ должен быть изложен в следующей редакции: "2. Дети имеют право на должное воспитание со стороны своих родителей". Аналогичные изменения следует внести в ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: "Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей".
Еще одним немаловажным вопросом является роль средств массовой информации в профилактике преступности несовершеннолетних. СМИ с одинаковым успехом могут выступать как мощным оружием в борьбе с подростковой преступностью, так и катализатором криминальной активности подростков. Так, Управомоченный по делам человека в Пермском крае в своем докладе по итогам 2006 года отмечает, что "нельзя обойти молчанием проблему необходимости защиты детей и подростков от вредной информации, от пропаганды порнографии и азартных видов игр, нецензурной брани, сцен жестокости и насилия, прославления тюремной романтики и т.д. Здесь необходимы как совершенствование законодательства, так и ужесточение лицензионного контроля. Уполномоченный по правам ребенка постоянно заостряет эту проблему на всех уровнях, поднимаются эти вопросы и общественностью, однако данная проблема до настоящего времени не решается"*(20).
Участники межведомственной комиссии администрации Петрозаводска по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также отмечают серьезную негативную роль СМИ - многие телеканалы транслируют фильмы и программы, культивирующие преступную жизнь*(21).
Действительно, в последние годы значительно растет количество транслируемых различными телеканалами передач и фильмов, в которых значительную часть составляют сцены насилия, криминальных разборок, совершения преступлений, причем детально описывается подготовка к совершению преступления, сам процесс его совершения. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени отсутствуют нормы, позволяющие оградить несовершеннолетних от чрезмерного воздействия сцен жестокости и насилия, которые они могут наблюдать. В большинстве зарубежных стран государственно-правовое регулирование вопроса ограничения влияния СМИ на психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних осуществляется на весьма высоком уровне. Так, Закон от 30 сентября 1986 года N 86-1067 "О свободе вещания Французской республики" определяет деятельность Высшего аудиовизуального совета (CSA), являющегося специализированным государственным органом, занимающимся государственным регулированием в области телевизионного вещания и радиовещания. CSA следит за соблюдением прав несовершеннолетних и устанавливает конкретные возрастные ограничения для просмотра тех или иных передач несовершеннолетними (ст. 15)*(22).
В § 3 Раздела I "Недопустимые передачи, защита молодежи" германского Федерального закона о радио и телевидении установлены критерии, ограничивающие или устанавливающие запреты на распространение передач, которые способны "повредить физическому, духовному или душевному благополучию детей или молодежи"*(23).
В России регулирование деятельности СМИ осуществляется Законом от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации"*(24). В соответствии со ст. 37 распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Ограничения свободы СМИ предусматриваются также ст. 4 Закона. Однако недопустимость злоупотребления свободой СМИ является достаточно декларативной, поскольку порождает множество вопросов. Так, например, не допускается использование СМИ для распространения материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, однако нет критериев определения, какие материалы относить к указанной категории. Вместе с тем, для нормального духовного, нравственного и физического развития несовершеннолетних решение данного вопроса является принципиальным. В случае неконтролируемого показа телепередач, программ, художественных фильмов, в которых демонстрируются сцены насилия, при этом содержание передачи позволяет сделать однозначный вывод о пропагандировании насилия, восхваляет и превозносит такой способ разрешения спорных жизненных ситуаций, это становится фактором, воздействующим на психику несовершеннолетнего и формирующим у него неправильное представление о допустимости насилия, искажает систему моральных принципов и духовных ценностей. В целях недопущения подобного эффекта было бы целесообразно установить на законодательном уровне обязанность вещателей "информировать зрителей о степени показа жестокости и насилия в конкретных телепередачах"*(25). Ряд газет и журналов, печатающих программу телепередач, стараются публиковать подобную информацию путем выставления пометок "+ 14", "+ 16", "+ 18", обозначающих, что та или иная передача предназначена для просмотра лицами старше определенного возраста. Однако для того, чтобы подобная практика стала обязательной, необходимо закрепить положение об обязанности информирования телезрителей на законодательном уровне. При этом необходима разработка критериев, на основе которых вещатель мог бы отнести готовящуюся к трансляции передачу к той или иной категории и в зависимости от этого разместить ее в сетке вещания раньше либо позже определенного времени. Весьма целесообразно было бы установить в законодательстве требование о том, что передачи, предназначенные для просмотра только лицами старше 18 лет, должны транслироваться только в ночное время - с 22 до 6 часов.
Остальные передачи должны быть также распределены по времени трансляции в зависимости от допустимого возраста просматривающей их аудитории. Следует также проинформировать телезрителей о том, в какое время будут транслироваться передачи, предназначенные для просмотра отдельными категориями несовершеннолетних. Это необходимо, чтобы совершеннолетние лица, ответственные за воспитание детей и подростков, могли бы осуществлять контроль за допустимостью просмотра телепередач, идущих в каждый конкретный момент времени по каждому телеканалу. Кроме того, это позволит взрослым планировать свободное время детей таким образом, чтобы время просмотра телевизора совпадало со временем транслирования передач, допустимых к просмотру ребенком соответствующего возраста.
Информация о рекомендуемых ограничениях должна в обязательном порядке присутствовать в тех перечнях телепередач, которые вещатели передают для публикации в печатные средства массовой информации, а последние обязаны печатать программу телепередач с информацией вещателей об установленных ограничениях. Ответственность за неисполнение этих обязанностей должна устанавливаться как для вещателей, так и для печатных средств массовой информации.
Положительным моментом является создание специальных детских телеканалов - "Теленяня", "Бибигон", производящих отбор транслируемых передач в соответствии с возрастом телезрителей, в связи с чем родителям либо иным совершеннолетним, ответственным за воспитание детей, достаточно проконтролировать, что ребенок смотрит соответствующий детский канал, не беспокоясь о содержании каждой отдельной передачи.
Сходная ситуация наблюдается и в отношении остросюжетной художественной литературы, и литературы определенного содержания, продающейся без какого-либо ограничения, в том числе и подросткам, для чтения которыми она не предназначена. Ю.Г. Арзамасов отмечает, что в книжных магазинах продают словари преступного жаргона, книги "Как уйти от налогов", "100 способов не пойти в армию", широкое распространение получает художественная литература криминальной направленности и т.п. Все это крайне отрицательно влияет на еще не сформировавшихся подростков*(26). На полках книжных магазинов лежат криминальные романы, детективы, боевики, которые описывают вымышленные или реальные преступления, зачастую содержат подробное описание оружия, орудий преступления, подготовки, планирования преступления и его совершения. Контроль за возрастом покупателей подобной литературы не производится, ограничений на продажу таких изданий не предусмотрено.
Однако необходимо отметить и положительное влияние остросюжетной литературы, теле- и радиопередач, рассказывающих о преступлениях. Оно заключается в демонстрации неотвратимости ответственности за совершение преступлений, описания процесса выявления и расследования преступления, повышает авторитет правоохранительных органов, оказывающих противодействие преступности. Так, по мнению Т.Н. Гороховой, воздействие остросюжетной литературы на преступность имеет два вектора направленности: криминогенный и антикриминогенный, которые проявляются в детерминационном комплексе на уровне условий. Вопреки распространенному мнению о явно выраженной криминогенности остросюжетной литературы, Т.Н. Горохова отмечает, что в действительности остросюжетная литература обладает скорей антикриминогенными свойствами. Так, в 89,2% проанализированных в ходе исследования остросюжетных произведениях имеются элементы общей организации борьбы с преступностью*(27). Таким образом, остросюжетная литература может рассматриваться в качестве культурно-воспитательной меры, как один из элементов системы профилактики преступности.
Корыстная преступность несовершеннолетних как явление может быть оценена и измерена в определенных количественных и качественных показателях, что является достаточно важным для уяснения ее сущности, установления ее внутренних взаимосвязей и зависимости от внешних факторов. Данные о состоянии и тенденциях рассматриваемого вида преступности выступают в качестве необходимой эмпирической основы для выработки конкретных практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, совершенствованию уголовно-правовых норм, имеющих профилактическую направленность на предупреждение корыстных посягательств подростков. Кроме того, анализируя состояние корыстной преступности несовершеннолетних, ее криминологическую характеристику, можно прийти к определенным заключениям о ее особенностях, проявляющихся в уровне, тенденциях, причинах и мотивации.*(28)
Главная цель индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних - преодоление, снятие противоречий между личностью и обществом, между средой личности и общественной средой*(29). Простое исключение несовершеннолетнего из криминогенной среды не является универсальной предупредительной мерой, позволяющей достичь указанной цели: "эффективно только одновременное выключение несовершеннолетнего из криминогенной среды и включение его в нравственно здоровые отношения"*(30). На каждой стадии предупреждения преступлений должны быть решены три основных вопроса: оздоровление среды, коррекция личности, оптимизация взаимодействия личности и среды*(31).
Одним из направлений оптимизации взаимодействия несовершеннолетнего, демонстрирующего асоциальное поведения, и окружающей среды является вовлечение в эту деятельность представителей самой общественной среды. Общественная деятельность по предупреждению правонарушений рассматривается, прежде всего, в виде общих мер общества, способствующих социализации личности, ее духовному, в первую очередь нравственному совершенствованию, что в конечном итоге имеет большое значение в устранении непосредственных причин совершения преступлений*(32). Это меры по оздоровлению социальной среды и средства коррекции личности*(33).
Под общественностью в отечественной правовой науке принято понимать как организационно оформленные, так и неоформленные субъекты, реализующие задачи профилактики правонарушений в качестве основной или производной деятельности*(34). Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет правовые основы участия общественности в профилактике преступности несовершеннолетних (ст. 4 и ст. 24). Следует отметить, что среди органов общественности, перечисленных в Законе, названы лишь учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, что "исключает правовые основания для участия в такой работе общественных объединений с иными целями деятельности (например, осуществление программ примирения с потерпевшим), коллективов по месту работы и учебы... и отдельных граждан"*(35).
Основная роль указанных субъектов заключается в содействии организации досуга несовершеннолетних: занятия в различного рода художественных, спортивных кружках и секциях, способствуют их приобщению к общепризнанным культурным ценностям. Организация досуга подростков оказывает весьма эффективное профилактическое воздействие, позволяя контролировать деятельность и общение несовершеннолетних в свободное время. Однако, как верно отмечает Ю.Г. Арзамасов, "система досуга молодежи практически полностью перешла на коммерческие рельсы. Молодежь оказалась предоставленной самой себе"*(36). В большинстве городов прекратили свое существование кружки и клубы для подростков, которые были широко распространены в 80-е годы, в других городах их число резко сократилось. Им на замену пришли фитнес-комплексы, частные курсы и школы, однако оплата абонемента на их посещение, помесячная оплата курсов непосильна для неблагополучных семей, подростки из которых нуждаются в контроле организации досуга больше всего.
Важная роль общественности в профилактике корыстной преступности несовершеннолетних заключается также в принятии:
- общепредупредительных мер (патрулирование наиболее криминногенных районов общественными дружинниками; вечернее и ночное патрулирование родителями, имеющими детей-подростков, в своем микрорайоне, развитие форм организации частной охраны, а спонтанное общественное наблюдение ("соседское наблюдение"), которые обеспечиваются благодаря открытости для обзора определенных зон (игровых площадок, остановок и т.д.) и их достаточной освещенности*(37));
- мер, позволяющих снизить виктимологические предпосылки совершения подростками корыстных преступлений (использование в парадных приборов слежения, домофонов и кодовых замков; хранение денежных средств на счетах в банках; получение заработной платы и иного дохода на счета с пластиковыми картами; хранение пластиковых карт и паролей к ним в различных местах, недоступных для подростков).
Общественные организации (объединения, ассоциации, фонды, комитеты, профсоюзы, религиозные организации и иные) в соответствии со своими уставами, положениями участвуют в деятельности по защите прав несовершеннолетних, по профилактике их безнадзорности и правонарушений, организуют морально-нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних, помогают многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, содействуют социальной реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, по инициативе правоохранительных органов принимают участие в различного рода акциях. Так, в Нижегородской области в ноябре-декабре 2007 года по инициативе МВД РФ проходила благотворительная акция "Участие" по оказанию материальной и социальной помощи безнадзорным и оставшимся без попечения детям. Целью акции являлось внедрение новых подходов к решению проблем несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности. Акция проводилась совместно с органами власти, общественными и религиозными организациями при участии бизнес-структур. В рамках акции, помимо сбора средств и материальной помощи для отправки детям, находящимся в социальных учреждениях, беспризорным, детям-инвалидам, а также несовершеннолетним, находящимся на попечении, проводился ряд мероприятий, среди которых встречи и знакомство детей и подростков с сотрудниками правоохранительных органов*(38).
Идеологическая составляющая воспитания подрастающего поколения, недостаточность которой на настоящий момент очевидна, может быть восполнена путем привлечения к процессу формирования социально ориентированной личности религиозных организаций. Опыт взаимодействия субъектов специализированной профилактики (в частности, правоохранительных органов) и религиозных организаций в сфере профилактики подростковой преступности, к сожалению, не так велик, однако первые примеры такого взаимодействия имеются.
Так, в целях упорядочения взаимодействия ГУВД по Красноярскому краю и религиозных организаций в области обеспечения правопорядка и законности, гражданско-патриотического воспитания была принята программа взаимодействия на 2007-2008 годы, в которой детально прописаны области взаимодействия и случаи необходимого привлечения религиозных организаций к участию в профилактике беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних. Сотрудничество с традиционными религиозными организациями является одним из важнейших направлений в деятельности Министерства внутренних дел РФ. В целях возрождения духовности, профилактики экстремизма, защиты культурного и духовно-нравственного наследия, снижения уровня преступности намечены направления взаимодействия, в частности рекомендуется:
1) привлекать религиозные организации к участию в профилактике беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних посредством проведения акций в ЦВСНП;
2) при совершении преступления несовершеннолетним, придерживающимся определенного вероисповедания, использовать помощь соответствующих религиозных организаций с целью проведения профилактических мероприятий, направленных на его перевоспитание;
3) привлечение религиозных организаций к защите прав ребенка, к решению проблемы насилия в семьях, в т.ч. в отношении несовершеннолетних (с учетом конфессиональной принадлежности);
4) по фактам невыполнения обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, в том числе связанных с жестоким обращением с ними, организовать проведение бесед и лекций с родителями (иными законными представителями) с привлечением членов религиозных организаций.
5) выявление и профилактика деятельности религиозных объединений экстремистской направленности, систематически нарушающих права и свободы граждан;
6) выявление лиц, неправомерно объявляющих себя специалистами в области медицины и народной медицины (целительства), не имеющих требуемых законодательством дипломов, лицензий и разрешений, предлагающих лечебные, медико-психологические, иные медицинские услуги и услуги народной медицины (целительства), которые не прошли проверочных испытаний, не утверждены законодательством Российской Федерации и при осуществлении или распространении которых используются религиозные обряды, церемонии или атрибутика;
7) взаимодействие в области обеспечения безопасности и общественного порядка накануне и во время проведения религиозных служб, обрядов и церемоний в зданиях религиозного назначения, в том числе в дни крупных религиозных праздников*(39).
В рамках Программы взаимодействия проходят различные мероприятия, например, 26 декабря 2007 года по инициативе подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по г. Лесосибирску для воспитанников Центра реабилитации несовершеннолетних была организована экскурсия по Крестовоздвиженскому Собору г. Лесосибирска, с посещением музея Собора, в котором находятся различные экспозиции на религиозную тематику, картины городских художников, посещением купели, где происходит таинство обряда крещения, колокольни*(40).
Еще одним примером может служить договор о сотрудничестве Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД и Духовного Управления мусульман в Республике Карелия, предусматривающий проведение мероприятий духовно-просветительского и правового характера - беседы, лекции, участие в подготовке праздников, оказание благотворительной помощи. В рамках договора, действительного до конца 2008 года (с возможностью последующей пролонгации), имам Ибрагим Милушкин, заведующий Отделом призыва религиозной организации, уже прочитал ряд лекций перед воспитанниками Центра, в которых познакомил ребят с исламом, рассказал о пагубности вредных привычек, о важности бережного отношения к родителям. По оценкам сотрудников Центра и самих воспитанников, лекции приносят пользу, способствуют улучшению межличностных отношений, помогают оступившимся подросткам переосмыслить свое жизненное кредо*(41).
Политические партии в своей деятельности также обращаются к вопросам профилактики подростковой преступности. В частности, программа политической партии "Свобода и народовластие" в качестве самостоятельного пункта в разделе "Цели и ценности партии" предусматривает цель профилактики преступности несовершеннолетних в рамках программы партии "В России не должно быть места безнадзорности и беспризорности", и детальную разработку мероприятий по поддержке молодежи, нацеленных на оптимизацию образовательного процесса и организацию досуга подрастающего поколения*(42).
В Государственной думе Российской Федерации по инициативе Общероссийского общественно-политического движения "Женщины России" и фракции "Отечество - вся Россия" 24 апреля 2003 года был проведен "круглый стол" "Совершенствование правовых механизмов демократизации российского общества", посвященный вопросам ювенальной юстиции, с участием представителей законодательной власти федерального и регионального уровней, общественных организаций, ученых, политологов, а также депутатов Бундестага Германии. В рамках этой же деятельности 29-30 мая 2003 года в Ростове-на-Дону прошла окружная конференция "Женщины "Единой России" - за права ребенка", организованная по инициативе депутата Государственной думы РФ, председателя Общероссийского общественно-политического движения "Женщины России" Е.Ф. Лаховой и проведенная при ее участии. В работе конференции приняли также участие активисты женского движения Южного и Приволжского федеральных округов, представители исполнительной и законодательной власти различных уровней, члены партии "Единая Россия", руководители администрации Ростовской области, областных министерств и ведомств, представители прокуратуры области и областного суда. Целью конференции являлось изучение и распространение опыта Ростовской области по профилактике детской безнадзорности, беспризорности, преступности несовершеннолетних, судебной защите прав детей, внедрении в судопроизводство по делам несовершеннолетних новых подходов, изучение работы ювенальных судей и социальных работников при судах*(43).
Проведенное исследование роли неспециализированных субъектов профилактики корыстной преступности несовершеннолетних позволяет сделать ряд выводов.
1. Одной из причин корыстной преступности несовершеннолетних является неблагополучие семей, в которых они воспитывались, поскольку семья является основной средой формирования ребенка как личности, становления системы социальных связей и духовных ценностей.
2. Целесообразно ввести обучение несовершеннолетних в школе основам семейного права, психологии, культуры, взаимоотношений в семье, что позволит сформировать у подростков правильное представление об основах семейных отношений, правильно реагировать на возникновение конфликтных ситуаций между родителями и между родителями и самими подростками, создать им в дальнейшем благополучные семьи и выбрать правильное направление в воспитании собственных детей.
3. Следует дополнить Конституцию РФ статьей 56.1: "Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям". При этом п. 2 ст. 38 Конституции РФ должен быть изложен в следующей редакции: "2. Дети имеют право на должное воспитание со стороны своих родителей".
4. Необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: "Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей".
5. Следует закрепить на законодательном уровне положение об обязанности СМИ информировать телезрителей о возможности просмотра транслируемых передач и фильмов подростками определенного возраста (до 14 лет, с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет). При этом необходима разработка критериев, на основе которых вещатель мог бы отнести передачу к одной из категорий и в зависимости от этого разместить ее в сетке вещания раньше либо позже определенного времени. Весьма целесообразным является установление в законодательстве требования о том, что передачи, предназначенные для просмотра только лицами старше 18 лет, должны транслироваться только в ночное время - с 22 до 6 часов.
6. Роль общественности в профилактике корыстной преступности несовершеннолетних заключается в проведении общепрофилактической работы по оздоровлению социальной среды формирования личности подростков, осуществлении общепредупредительных мер и мер виктимологичесткой профилактики.
Библиографический список:
1. Freedom of Communication Act, No. 86-1067 of 30 September 1986. // Официальный сайт Высшего аудиовизуального совета Франции (CSA), www.csa.fr/upload/dossier/loi_86_english.pdf.
2. Тарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. - М.: Юрид. лит., 1974. С. 177.
3. Арзамасов Ю.Г. Проблемы подростковой преступности в крупных городах и пути ее профилактики. // Гражданин и право. 2007. N 4. С. 82.
4. Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. - Екатеринбург: ВШ МВД РФ, 1995. С. 111.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. Пособие для психолог. фак. вузов / Пер. с англ. С. Меленевской и др. - СПб.: Питер, 2000. С. 100.
6. Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. / Под ред. Г.И. Костаки. - Кишинев: Картя молдовеняска, 1990. С. 40.
7. Волкова В.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних (социально-криминологический анализ). Диссертация ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2000. С. 109.
8. Гармаев А. От зачатия до рождения. - Волгоград, 1996. С. 59.
9. Горохова Т.Н. Остросюжетная литература в системе мер предупреждения преступности. Автореферат дисс. ... канд.-юрид. наук. - Р-н-Д, 2005. С. 6.
10. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1981. С. 138.
11. Закалюк. Общественное воздействие и предупреждение преступлений. - Киев, Наукова думка, 1975. С. 103.
12. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). - М.: Юрид. лит., 1980, С. 10.
13. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М.: Юридическая литература, 1989. С. 62, 65.
14. Квадрициус М.П. Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания. Диссертация. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. С. 3.
15. Лелеков В.А. Молодежная преступность: проблемы и опыт региональных исследований. Воронеж, 1988. С. 13.
16. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. С. 111.
17. Мамочкина А.П. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика краж, совершаемых несовершеннолетними. Диссертация. ... канд. юрид. наук. - СПб, 2002. С. 150.
18. Павлов М.Е. Вопросы теории и практики участия общественности в расследовании преступлений. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1965. С. 5-6.
19. Право радио и телевидения в России. На пути к новой организации алектронной прессы / Сб. Симпозиума института Ханса Бредо. На рус., нем. яз. - Баден-Баден, Гамбург.: Изд-во "Номос"; СПб.: Изд-во газеты "Невское время", 1994. С. 445.
20. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. - М.: Госюриздат, 1961. С. 87.
21. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). - Волгоград, ВЮИ МВД РФ, 1998. С. 34-35.
22. Сто лиц столицы. Работа с подростками. // Карелия. 2005. N 27 (1305). 17 марта.
23. Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение. Диссертация. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2003. С.180.
24. Теоретические основы предупреждения преступности / В.В. Клочков, А.С. Шляпочников, В.Н. Кудрявцев и др.; Отв. ред. В.К. Звирбуль и др.; Всесоюзн. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. - М.: Юрид. лит., 1977. С. 65-66, 174-175.
25. Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. N 4. С. 125-126.
26. Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. N 4. С. 127.
И.А. Коновалова,
декан юридического факультета, заведующая кафедрой уголовного
права Московского государственного областного университета,
кандидат юридических наук, доцент
"Образование и право", N 3-4, март-апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Цит. по: Tарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. - М.: Юрид. лит., 1974. С. 177.
*(2) См.: Мамочкина А.П. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика краж, совершаемых несовершеннолетними. Диссертация. ... канд. юрид. наук. - СПб, 2002. С. 150.
*(3) См.: Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. - М.: Госюриздат, 1961. С. 87.
*(4) Цит. по: Квадрициус М.П. Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания. Диссертация... - канд.пед.наук. - Оренбург, 2000. С. 3.
*(5) См.: Арзамасов Ю.Г. Проблемы подростковой преступности в крупных городах и пути ее профилактики. // Гражданин и право. 2007. N 4. С. 83.
*(6) См.: Там же. С. 82.
*(7) Цит. по: Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. / Под ред. Г.И. Костаки. - Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1990. С. 40.
*(8) Цит. по: Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М.: Юридическая литература, 1989. С. 62, 65.
*(9) См.: Волкова В.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних (социально-криминологический анализ). Диссертация. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2000. С. 109.
*(10) См.: Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). - Волгоград, ВЮИ МВД РФ, 1998. С. 34-35.
*(11) Цит. по: Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. С. 111.
*(12) Цит. по: Гармаев А. От зачатия до рождения. - Волгоград, 1996. С. 59.
*(13) Цит. по: Мамочкина А.П. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика краж, совершаемых несовершеннолетними. Диссертация ... канд. юрид. наук. - СПб, 2002. С. 148.
*(14) См.: Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. - Екатеринбург: ВШ МВД РФ, 1995. С. 111.
*(15) См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. Пособие для психолог. фак. вузов / Пер. с англ. С. Меленевской и др. - СПб.: Питер, 2000. С. 100.
*(16) См.: Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. N 4. С. 125-126.
*(17) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ). // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
*(18) Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 525.
*(19) См.: Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.
*(20) Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермской области. 2006 год. // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, http://uppc.perm.ru/book.pdf, 28.02.2007.
*(21) Сто лиц столицы. Работа с подростками. // Карелия. 2005. N 27 (1305). 17 марта.
*(22) См.: Freedom of Communication Act, No. 86-1067 of 30 September 1986. // Официальный сайт Высшего аудиовизуального совета Франции (CSA), www.csa.fr/ upload/dossier/loi_86_english.pdf.
*(23) Цит. по: Право радио и телевидения в России. На пути к новой организации электронной прессы / Сб. Симпозиума института Ханса Бредо. На рус., нем. яз. - Баден-Баден, Гамбург.: Изд-во "Номос"; СПб.: Изд-во газеты "Невское время", 1994. С. 445.
*(24) См.: Закон "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. N 2124-I (с изм. от 16 октября 2006) // Российская газета. 1992. 8 февраля.
*(25) Цит. по: Артищев А. Правовые механизмы защиты несовершеннолетних от показа на телевидении сцен жестокости и насилия // Ежемесячный журнал "Законодательство и практика масс-медиа", http://www.medialaw.ru/publications/zip/122/1.htm.
*(26) Арзамасов Ю.Г. Проблемы подростковой преступности в крупных городах и пути ее профилактики. // Гражданин и право. 2007. N 4. С. 82.
*(27) См.: Горохова Т.Н. Остросюжетная литература в системе мер предупреждения преступности. Автореферат дисс.... канд. юрид. наук. - Р-н-Д, 2005. С. 6.
*(28) См.: Лелеков В.А. Молодежная преступность: проблемы и опыт региональных исследований. Воронеж, 1988. С. 13.
*(29) См.: Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). - М.: Юрид. лит., 1980, С. 10.
*(30) Цит. по: Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1981. С. 138.
*(31) См.: Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1981. С. 132.
*(32) См.: Закалюк. Общественное воздействие и предупреждение преступлений. - Киев, Наукова думка, 1975. С. 103.
*(33) См.: Там же. С. 9.
*(34) См.: Теоретические основы предупреждения преступности / В.В. Клочков, А.С. Шляпочников, В.Н. Кудрявцев и др.; Отв. ред. В.К. Звирбуль и др.; Всесоюзн. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. - М.: Юрид. лит., 1977. С. 65-66, 174-175; Павлов М.Е. Вопросы теории и практики участия общественности в расследовании преступлений. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1965. С. 5-6.
*(35) Цит. по: Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение. Диссертация ... канд. юрид. наук. - Томск, 2003. С.180.
*(36) Цит. по: Арзамасов Ю.Г. Проблемы подростковой преступности в крупных городах и пути ее профилактики. // Гражданин и право. 2007. N 4. С. 82.
*(37) См.: Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. N 4. С. 127.
*(38) См.: Обзор прессы за 28 декабря. Сотрудники ЭКЦ нижегородского ГУВД в рамках акции "Участие" вручили новогодние подарки воспитанникам подшефной школы-интерната // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ, http://www.mvd.ruabout/press/5083/5083/.
*(39) См.: Программа взаимодействия ГУВД по Красноярскому краю и религиозных организаций в области обеспечения правопорядка и законности, гражданско-патриотического воспитания на 2007-2008 годы // Официальный сайт Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю, http://www.krasguvd.ru/press/programma.doc.
*(40) См.: Экскурсия в Крестовоздвиженском соборе // Леслсибирск в Германии, http://lesosibirsk-de.ucoz.ru/news/2007-12-29-78, 29.12.2007 г.
*(41) См.: Несовершеннолетние правонарушители Карелии будут слушать лекции об Исламе //Islamonline.ru, http:// www.islamonline.ru/m/nov/?i=29 76, 23.01.2008 г.
*(42) См.: Программа политической партии "Свобода и народовластие" // Официальный сайт фракции "Свобода и народовластие", http://duma.vl.ru/index.php?action=docdet&dd=2#go12.
*(43) См.: Программа "круглого стола "Совершенствование правовых механизмов демократизации российского общества" // Ювенальная юстиция в России, http://www.juvenilejustice.ru/files/actions/43_report.doc.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.