Способствуют ли укреплению обороноспособности страны нормы НК РФ?
В п. 6 ст. 255 НК РФ написано, что в состав расходов на оплату труда входит сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 170 ТК РФ обязывает работодателя лишь освобождать работника от работы с сохранением места работы (должности) во время исполнения им государственных обязанностей, а государственный орган обязан выплачивать работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Если военнообязанный работник призван на военные сборы, то компенсацию в размере среднего заработка обязаны выплачивать военный комиссариат либо другое подразделение Минобороны РФ. Вследствие наличия противоречий между нормами НК РФ и ТК РФ непонятно, кто должен включать в состав расходов на оплату труда для исчисления налога на прибыль выплаченную сумму компенсации - работодатель или военный комиссариат?
Если Правительство Российской Федерации нерасторопно и не способно оперативно выплачивать компенсацию, поэтому выполнение своих функций возлагает на своего представителя (работодателя, налогоплательщика, посредника между военнообязанным гражданином и органом государственной власти) и через 2-3 месяца компенсирует затраты последнего, то какое отношение имеют эти операции к исчислению налога на прибыль? Разве нельзя просто отразить в регистрах учета работодателя долг Минобороны РФ и погашение долга без отражения внереализационных доходов и расходов в тождественных суммах, не увеличивающих и не уменьшающих налогооблагаемую прибыль? Почему НК РФ подталкивает налогоплательщиков нерационально тратить трудовые и материальные ресурсы на внедрение сложного учета и спора с налоговыми органами (последние считают, что на основании ТК РФ работодатель не обязан выплачивать компенсации, но если выплатил, то не имеет права на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов, не направленных на извлечение доходов и не предусмотренных ст. 255 НК РФ и ст. 270 НК РФ)? Налоговый орган решает в т.ч. задачу увеличения доходов бюджета, поэтому не видит непосредственной связи между выплатой компенсации и получением возмещения за счет средств Минобороны РФ (если расходов нет, то и возмещений не будет), соответственно, не применяет нормы подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Разве нельзя ввести в гл. 25 НК РФ специальную статью, регулирующую налогообложение представителей, агентов, комиссионеров, поверенных и прочих посредников, которая была бы не для точечного, а для универсального применения? В противном случае налогоплательщики, сотрудничающие с органами власти, способствующие укреплению обороноспособности и развитию экономики страны, будут привлекаться к уплате санкций в виде дополнительных платежей налогов в бюджет (в состав облагаемых доходов будут включены суммы, поступившие в возмещение затрат или на финансирование затрат, а в состав исключаемых расходов эти затраты не будут включены).
С.С. Новиков,
директор ООО "ФинВест-Аудит"
"Аудитор", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015