Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 21 января 2013 г. N ММВ-7-12/22 "Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
Приказ Федеральной налоговой службы от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22 "Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Приказ) принят для исполнения отдельных обязанностей налогового органа перед налогоплательщиками. Речь идет о представлении налогоплательщикам по их запросу справок об отсутствии или наличии задолженности в бюджет (далее - Справка).
Новый регламент - новая справка
Приказом утверждается рекомендуемая форма этой Справки. Это значит, что форма необязательная или примерная. В Приказе также приводятся правила заполнения и описан электронный формат Справки. Однако все изложенные требования касаются внутреннего взаимодействия налоговых органов, и нашим читателям малоинтересны. Правда, есть отдельные моменты, которые все же необходимо знать читателям. Поэтому опубликованный Приказ явился хорошим поводом для того, чтобы напомнить налогоплательщикам об их правах.
Граждане в любом статусе имеют право узнать, имеют ли они задолженность перед бюджетом. Согласно Административному регламенту Федеральной налоговой службы, утвержденному приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, работники налоговых органов обязаны предоставлять налогоплательщикам следующие бесплатные консультации:
- о действующих налогах и сборах;
- о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
- о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- по приему (отказу в приеме) налоговых деклараций (расчетов).
Все перечисленные консультации называются государственными услугами по бесплатному информированию налогоплательщиков. ФНС России и ее территориальные органы предоставляют их в следующих видах:
- публичное информирование посредством размещения информации на официальных сайтах и информационных стендах;
- проведение семинаров и "круглых столов";
- индивидуальное информирование на основании запросов в устной, письменной форме, а также в электронной форме с усиленной электронной подписью;
- прием налоговых деклараций (расчетов) на бумажном носителе и в электронном виде;
- индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по письменному или электронному запросу;
Обратите внимание: информирование об исполнении обязанностей по уплате денежных средств в бюджет не может предоставляться в устной форме.
Далее мы расскажем, что представляет собой Справка, и кто может за ней обратиться.
Заявителям справки
В начале укажем, что заявителями (лицами, испрашивающими Справку) могут быть налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты. Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым Административным регламентом, заявителем может выступать и представитель указанных выше лиц. Разумеется, представитель должен иметь соответствующую доверенность.
Помимо этого, заявителем может быть организация - участник консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН). В этом случае задолженность по уплате будет связана с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы.
Расскажем немного о том, почему заявителю могут отказать в выдаче Справки. Отказать могут как в предоставлении услуги, так и при приеме документов.
Основаниями для отказа в приеме документов может стать отсутствие подписи в запросе или заявлении физического лица. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отказ может быть вызван отсутствием полного наименования организации или фамилии, имени, отчества ИП, а также их ИНН, адреса.
Если запрос посылается в налоговую инспекцию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), то в нем обязательно должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя. Без нее заявление не примут, равно как и при несоответствии данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным заявителя в запросе.
Если с заявлением все в порядке, то приостановить предоставление госуслуги нельзя.
Налоговая инспекция может вернуть заявление без исполнения. Это возможно только в случае, если в запросе содержатся:
- просьба о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению (государственная или налоговая тайна, конфиденциальные сведения);
- просьба о предоставлении экспертиз договоров, учредительных или иных документов;
- исправления или повреждения, влекущие невозможность однозначного прочтения запросов;
- вопрос, на который заявителю многократно (два раза и более) давались ответы в связи с ранее представленными запросами, и при этом в запросе не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Внешние признаки справки
Справка должна иметь код по Классификатору нормативных документов КНД 1120101 и быть подписана работником налоговой инспекции не ниже начальника или заместителя начальника. Кроме того, ФИО подписавшего лица должно быть расшифровано. Также должны указываться наименование и код налогового органа, выдавшего Справку. Справка заверяется гербовой печатью налогового органа.
У Справки может быть приложение. Оно не обязательно, но если у налогоплательщика задолженность в разных территориальных образованиях (например, долг по налогу на имущество физических лиц за квартиру, расположенную в другом городе, или неуплата по единому налогу на вмененный доход в соседней области), то в приложении к Справке будут указаны коды территориальных налоговых органов - инспекций ФНС России. Но наименования налоговых органов, а также сами суммы задолженностей в Справке не приводятся.
Справка составляется на определенную дату, которая обязательно указывается в ней.
Задолженность, как правило, формируется на дату, указанную в запросе налогоплательщика. Если в запросе дата не указана или указана не наступившая календарная дата, справка составляется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.
Как правило, дата указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ.
Быть или не быть?
В Справке отражается только факт наличия или отсутствия задолженности в бюджет. При этом задолженность может быть как по налогам/сборам, так и по штрафным санкциям - пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами. Последний вид задолженности могут иметь только те налогоплательщики, которые пользуются (пользовались ранее) отсрочками или рассрочками.
Если в полученной Справке будет указано, что задолженность имеется, то налогоплательщику придется еще раз обратиться в налоговую инспекцию, чтобы получить другую справку (справку о состоянии расчетов с бюджетом), из которой он сможет узнать размер долга, вид налога и др.
Как отмечено ранее, долги у налогоплательщика могут быть одновременно в нескольких налоговых инспекциях. Поэтому запись в Справке о том, что лицо не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, будет произведена только в том случае, когда задолженностей у данного налогоплательщика нет ни в одной инспекции.
Обратите внимание: инспектор налогового органа, куда обратился заявитель, должен будет обратиться с запросом во все инспекции ФНС России, в которых заявитель состоит на налоговом учете, и узнать имеет или не имеет налогоплательщик долг перед бюджетом. При получении хотя бы одного положительного ответа в Справке будет указано "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов и т.д.".
В расчет задолженности не принимаются следующие долги:
- на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит;
- которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.
Для заявителей - участников КГН запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов и т.д." делается также в случае наличия неисполненной обязанности по уплате налога на прибыль организаций по КГН. В приложении к справке указывается код инспекции ФНС России, в которой состоит на учете ответственный участник КГН.
В заключение отметим, что Справка утверждена взамен прежней формы. Лицевая сторона справки не изменилась, но в необходимых случаях к ней теперь может дополнительно предоставляться приложение.
Кроме того, отменен соответствующий пункт Регламента по организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444. Теперь выдача справки о факте наличия или отсутствия задолженности в бюджет будет выдаваться в соответствии с более новым регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.
И.М. Акиньшина,
консультант по налогам
"Нормативные акты для бухгалтера", N 4, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.