Сбор за участие в торгах как платеж при пользовании недрами
В рамках государственного регулирования отношений недропользования законодателями введены платежи, связанные с пользованием недрами. При пользовании недрами уплачиваются:
- разовые платежи за использование недр при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
- регулярные платежи за пользование недрами;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе).
О том, в каком порядке уплачиваются перечисленные платежи, сказано в разд. V Закона о недрах*(1) (ст. 39-43). Остановимся на сборе за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр.
Право пользования участком недр может возникнуть по результатам торгов (конкурса или аукциона). Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса являются:
- научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр;
- полнота извлечения полезных ископаемых;
- вклад в социально-экономическое развитие территории;
- сроки реализации соответствующих программ;
- эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Другими словами, победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения.
А вот основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр. Это связано с тем, что при аукционной системе победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.
Однако, чтобы принять участие в конкурсе или аукционе, по результатам которого выдается лицензия либо заключается договор (соглашение) о разделе продукции, за участие сначала нужно заплатить. В дальнейшем будем исходить из того, что по результатам торгов выдается лицензия. В соответствии с видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
В какой момент должен быть уплачен сбор за участие в торгах?
Согласно ст. 13.1 Закона о недрах решения о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий принимаются:
- органом государственной власти соответствующего субъекта РФ в отношении участков недр местного значения;
- федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения. Последовательность и сроки действий (административных процедур) по осуществлению государственной функции по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр федерального значения, участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения, определены в Административном регламенте *(2), утвержденном Приказом Минприроды РФ от 17.06.2009 N 156.
Решения о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения принимает Правительство РФ. Причем при определении порядка и условий проведения такого аукциона могут быть установлены ограничения допуска к участию в нем созданных в соответствии с законодательством РФ юридических лиц с участием иностранных инвесторов. Обратите внимание: теперь участки недр федерального значения предоставляются в пользование исключительно по результатам проведения аукционов. Конкурсы не организуются. Эти изменения, внесенные в ст. 13.1 Закона о недрах Федеральным законом от 30.12.2012 N 323-ФЗ, вступили в силу с 11.01.2013.
Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о проведении торгов. Официальный сайт и уполномоченный на его ведение орган должны быть определены Правительством РФ. Пока этого не сделано, объявление размещается на официальных сайтах органов, принявших решение о проведении торгов, в Интернете, а также публикуется в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ СМИ. Официальным общероссийским СМИ для опубликования извещения о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр является Бюллетень "Недропользование в России". Объявление о проведении конкурса или аукциона размещается на соответствующем официальном сайте и опубликовывается в СМИ не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса или как минимум за 45 дней до дня проведения аукциона.
Одним из условий регистрации заявки на участие в конкурсе или аукционе является сбор за такое участие (вносится всеми участниками). Согласно ст. 42 Закона о недрах сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов торгов, оплату труда привлекаемых экспертов. Данная сумма поступает в доход федерального бюджета, за исключением сумм сборов за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр местного значения, которые поступают в доход бюджетов субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.
Решение об утверждении результата конкурса или аукциона должно быть принято в течение 30 дней с даты его проведения. Если конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся по причине поступления заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр все равно может быть выдана этому участнику на условиях такого конкурса. Кроме того, конкурс считается несостоявшимся, если ни один из претендентов не отвечает выдвинутым условиям. Тогда затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.
Заметим: в любом случае недопустима выдача лицензии ранее чем через 10 дней со дня подписания протокола о результатах конкурса (аукциона), на основании которого осуществляется такая выдача, а если указанный протокол размещается в Интернете, 10 дней должны пройти со дня такого размещения.
Когда сбор за участие в торгах возвращается?
Одной из причин для возврата сбора может стать отказ в принятии заявки на участие в конкурсе или аукционе. Отказ в принятии заявки возможен при возникновении таких обстоятельств (ст. 14 Закона о недрах):
- если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе в случае, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
- если заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
- если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
- если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
- если заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
Обратите внимание: согласно п. 53, 99 Административного регламента решение о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе (конкурсе) на право пользования участком недр доводится до заявителей в оперативном порядке не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Если в возврате сбора претенденту откажут, денежные средства можно вернуть через суд*(3). Как указал ВС РФ в Определении от 12.08.2010 N КАС10-353, уплата сбора за участие в конкурсе (аукционе) не названа в качестве способа обеспечения исполнения обязательства, а выступает в качестве одного из условий регистрации заявки для последующего участия в торгах. Участие в конкурсе (аукционе) является односторонней сделкой. В силу п. 2 ст. 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Применительно к системе выбора претендентов на получение лицензии на право пользования недрами субъектами возникшего правоотношения являются лицо, публично объявившее о предоставлении лицензии на право пользования недрами путем проведения конкурсов и аукционов, лица, участвующие в конкурсе, и лицо, победившее в нем. Следовательно, лицо, которое уплатило сбор за участие в конкурсе (аукционе), но которому было отказано в приеме заявки, не является участником конкурса (аукциона), поскольку сделка не совершена. Поэтому правовые основания для невозврата уплаченного за участие в конкурсе (аукционе) сбора отсутствуют.
Именно поэтому абз. 3 п. 48 Административного регламента был признан частично недействительным Решением ВС РФ от 16.06.2010 N ГКПИ10-5263, которое было оставлено без изменения вышеуказанным определением. Сбор за участие в аукционе независимо от результатов рассмотрения заявок и/или (убрали) результатов проведения аукциона заявителям не возвращается, за исключением случаев:
- отказа в приеме заявки на участие в аукционе (добавили);
- отмены проведения таких аукционов;
- признания судом по иску заинтересованного лица недействительным аукциона, проведенного с нарушением установленных правил.
Считаем, что такие же правила должны применяться в отношении сбора за участие в конкурсе. В абзаце 2 п. 93 Административного регламента сказано: сбор за участие в конкурсе независимо от результатов его проведения заявителям не возвращается, за исключением случаев отмены проведения таких конкурсов, а также случаев признания судом по иску заинтересованного лица недействительным конкурса, проведенного с нарушением установленных правил.
Согласно п. 39, 84 Административного регламента организатор аукциона (конкурса) вправе до даты заседания аукционной (конкурсной) комиссии принять решение об отмене проведения торгов:
- в случае выявления нарушений требований законодательства, регулирующих порядок проведения аукциона (конкурса), утвержденного организатором порядка проведения торгов;
- на основании судебных актов;
- вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, лицу, участвовавшему в нем, сбор за участие не возвращается. В каких случаях конкурс признается несостоявшимся, мы уже упоминали. Что касается аукциона, то он считается несостоявшимся в следующих случаях (п. 74 Административного регламента):
- при отсутствии заявок на участие в аукционе;
- если на участие в аукционе зарегистрирована лишь одна заявка;
- если к участию в аукционе допущен только один заявитель;
- если к участию в аукционе не допущен ни один из заявителей;
- если участниками аукциона не предложена величина разового платежа выше стартового размера. На основании п. 67 Административного регламента аукционист объявляет первое значение разового платежа, равное его стартовому размеру, увеличенному на размер шага аукциона. Если после объявления первого значения разового платежа и троекратного повторения этого значения ни один из участников аукциона не поднял табличку со своим регистрационным номером, аукцион прекращается и признается несостоявшимся.
От чего зависит порядок отражения уплаченного сбора в бухгалтерском учете?
Уплата сбора, по сути, направлена на получение лицензии, поэтому в случае выигрыша в конкурсе (аукционе) сумма сбора включается в состав затрат по получению этой лицензии. Усложняет дело по учету таких затрат тот факт, что лицензии на пользование участками недр делятся на разные виды (в зависимости от предоставленных видов пользования). Порядок учета затрат, связанных с получением лицензии на пользование участком недр, зависит от того, какие именно права возникают в связи с ее получением.
В соответствии с видами пользования недрами лицензии выдаются для следующих целей (п. 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами*(4)):
- для геологического изучения недр;
- для добычи полезных ископаемых;
- для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Владельцы лицензий на данный вид пользования недрами получают право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд. Такого вида лицензии выдаются на срок до 20 лет, а для создания подземных хранилищ газа, нефти и продуктов их переработки - на срок не более 5 лет*(5). Кроме того, лицензии на право строительства и эксплуатации отдельных подземных сооружений, срок действия которых не ограничен (например, метрополитенов, тоннелей), могут выдаваться без ограничения срока их действия;
- для образования особо охраняемых объектов. Речь идет об объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение. У получателя лицензии на право образования особо охраняемых объектов возникают права на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей.
Остановимся более подробно на том, какие права возникают в случае получения лицензии на геологическое изучение недр и лицензии на добычу полезного ископаемого.
Лицензия на геологическое изучение недр
Геологическое изучение недр - вид пользования недрами, включающий в себя проведение геологического изучения, поисков и оценку месторождений полезных ископаемых*(6). Согласно п. 6.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Такая лицензия (кстати, она выдается на срок до 5 лет) дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не наделяет ее владельца приоритетным правом на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых. В то же время может возникнуть такое обстоятельство: принято решение о предоставлении лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр (такое решение может быть принято только после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых). В этом случае владелец лицензии на геологическое изучение недр должен быть безотлагательно извещен о принятом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение на общих основаниях лицензии на добычу полезного ископаемого. Если лицензия на добычу полезного ископаемого будет выдана другому лицу, владелец лицензии на геологическое изучение недр вправе получить от владельца новой лицензии компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии.
Отметим: при выдаче лицензии только на геологическое изучение недр в пользование предоставляется участок недр в виде геологического отвода (без существенного нарушения целостности недр). Причем в границах одного и того же геологического отвода могут проводиться работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям (как по однотипным лицензиям, так и по лицензиям, различающимся по своему целевому назначению). Эти лицензии могут быть предоставлены различным лицам, взаимоотношения между которыми определяются непосредственно в лицензиях.
Лицензия на добычу полезного ископаемого
Такая лицензия дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии (п. 6.3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами). Обратите внимание: лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается только в лицензии на добычу полезных ископаемых. А вот переработка отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться по самостоятельной лицензии. Она предоставляется владельцу лицензии на право добычи полезных ископаемых либо иному юридическому или физическому лицу.
При выдаче лицензии на добычу полезного ископаемого в пользование предоставляется участок недр в виде горного отвода (часть земных недр, предоставленная для промышленной разработки содержащихся в ней полезных ископаемых). Пользователь недр, получивший такой участок, имеет исключительное право осуществлять в его границах деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Другие лица могут осуществлять деятельность, связанную с пользованием недрами в границах горного отвода, только с согласия владельца лицензии, что обговаривается в заключенном между ними договоре.
Важно: владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии. Единственно, нужно согласовать условия проведения таких работ с органами государственного санитарного, горного и государственного экологического контроля.
Совмещенные лицензии
Это лицензии, включающие несколько видов пользования недрами (поиски, разведку, добычу полезных ископаемых). Владельцы таких лицензий могут производить добычу как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении (п. 6.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами). Следует обратить внимание на такой факт: если лицензия на право добычи полезных ископаемых выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу, при предоставлении совмещенной лицензии пользователи недр могут начинать добычу, не дожидаясь такой экспертизы.
При выдаче совмещенной лицензии в пользование предоставляется, естественно, участок недр в виде горного отвода.
Возникает ли актив в момент уплаты сбора за участие в торгах?
О том, что следует понимать под активом, являющимся одним из элементов формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, идет речь в п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России*(7).
Итак, активами признаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Под хозяйственными средствами подразумеваются комплекс основных, оборотных и денежных средств, а также средства в расчетах, отвлеченные средства и прочая дебиторская задолженность*(8). Причем материально-вещественная форма и юридические условия использования актива не являются существенными критериями отнесения его к активам.
Получается, в момент уплаты сбора за участие в конкурсе или аукционе у предприятия возникает актив в виде дебиторской задолженности. По мнению автора, данная задолженность должна отражаться в учете до тех пор, пока не получено подтверждение о том, что принято решение о приеме заявки (до этого отсутствует уверенность в том, что право на само участие в конкурсе или аукционе возникло). Кроме того, если в принятии заявки на участие в торгах откажут, сбор будет возвращен. В такой ситуации, по мнению автора, в бухгалтерском учете предприятия должны быть произведены такие проводки:
Дебет 76 Кредит 51 - отражена уплата сбора за участие в конкурсе или аукционе на право пользования участком недр;
Дебет 51 Кредит 76 - возвращены денежные средства, ранее уплаченные в качестве сбора за участие в конкуре или аукционе, в связи с отказом в принятии заявки.
Если заявка на участие принята, появляется шанс выиграть конкурс (аукцион), по результатам которого будет выдана лицензия, предоставляющая право пользования участком недр. Право на геологическое изучение недр и право на добычу полезного ископаемого являются в бухгалтерском учете нематериальными активами при соблюдении соответствующих условий (ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов"*(9), ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(10)). Поэтому затраты в виде суммы сбора на участие в конкурсе (аукционе) отражаются в бухгалтерском учете в составе вложений во внеоборотные активы. Для этих целей согласно Инструкции по применению Плана счетов*(11) предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".
* * *
Чаще всего право пользования участком недр возникает по результатам конкурса или аукциона, который проводится соответствующим органом. За участие в торгах нужно заплатить, при этом сумма сбора зависит от стоимости затрат организатора на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона) и расходов на оплату труда привлекаемых экспертов. Если в приеме заявки на участие в торгах будет отказано, сумма сбора подлежит возврату. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расходов в виде уплаченной суммы сбора зависит от того, какие права будут получены в результате выдачи лицензии по итогам торгов (сбор за участие в конкурсе (аукционе) включается в состав затрат по получению лицензии). В частности, это могут быть право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, а также право разведки и разработки месторождений, то есть добычи полезных ископаемых. О том, в каком порядке на счетах бухгалтерского учета отражаются право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых и право на добычу полезных ископаемых, расскажем в следующем номере журнала.
О.В. Давыдова,
редактор журнала "Промышленность: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
*(2) Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.
*(3) Примеры - постановления ФАС ВСО от 20.12.2011 по делу N А19-4604/2011, А19-4600/2011.
*(4) Утверждено Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1.
*(5) Подпункт 4.3.1 п. 4.3 Методических указаний по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, утв. МПР РФ 22.06.1998.
*(6) Пункт 3.4 ГОСТ Р 8.645-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения", утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 N 259-ст.
*(7) Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
*(8) Райзберг. Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2006.
*(9) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н.
*(10) Утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н.
*(11) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"