Мероприятия по снижению объемов потребления энергоресурсов
Энергосбережение является необходимым условием нормального функционирования учреждения, поскольку повышение эффективности использования энергетических ресурсов при непрерывном росте цен на них и, соответственно, росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как энергетических, так и финансовых ресурсов. В статье поговорим о том, какие мероприятия будут способствовать сбережению энергоресурсов и может ли учреждение распоряжаться сэкономленными средствами.
Общие положения
Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 261-ФЗ*(1)).
Этим законом предусмотрено, что в 2010-2014 годах государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой и электрической энергии, угля не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Обратите внимание! Нормами Федерального закона N 261-ФЗ при планировании бюджетных ассигнований запрещено учитывать сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного объема в 3%.
Нормы п. 2 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ обязывали учреждения до 31 декабря 2012 года в обязательном порядке провести первое энергетическое обследование и получить энергетический паспорт. Последующие энергетические обследования необходимо будет проводить не реже одного раза в пять лет.
Согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона N 261-ФЗ энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
- об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
- о показателях энергетической эффективности;
- о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
- о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
- о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В целях обеспечения сбережения энергоресурсов и повышения их эффективности в учреждении должны проводиться следующие организационные мероприятия:
- разработка Положения об энергосбережении;
- разработка Положения о порядке стимулирования работников за экономию энергии и энергоресурсов;
- назначение ответственных за соблюдение режима экономии и порядка их отчетности по достигнутой экономии;
- проведение совещаний по энергосбережению;
- принятие программы энергосбережения;
- принятие Положения о порядке размещения заказа на проведение энергосберегающих мероприятий.
Примечание. Энергетическое обследование - сбор и обработка сведений об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявлении возможностей энергосбережения и повышении энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 261-ФЗ).
Кроме того, в учреждении должны быть организованы учет экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий.
Определимся с основными целями и задачами программ по сбережению энергоресурсов и основными мероприятиями, путем осуществления которых будет достигнуто их выполнение.
Программы по сбережению энергоресурсов
Согласно ст. 25 Федерального закона N 261-ФЗ учреждения должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Их цель - повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
Задачами программ являются:
- проведение энергосберегающих мероприятий;
- оптимизация потребления тепла и электроэнергии, холодной и горячей воды;
- минимизация расходов бюджета по оплате потребляемых учреждением энергоресурсов;
- формирование у работников учреждения, учащихся, воспитанников сознательного отношения к сбережению и экономии энергоресурсов в масштабах учреждения.
В программах должны быть отражены:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также их значения, которые должны быть достигнуты в результате реализации программ;
- ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Мероприятия по сбережению энергоресурсов
Мероприятий по сбережению энергоресурсов и повышению их эффективности можно назвать много. Например, к ним относятся:
- замена ламп накаливания на энергосберегающие;
- замена ламп в разных знаках и указателях на светодиодные;
- рационализация расположения источников света в помещениях;
- использование сенсоров освещенности помещений (для учета погодных условий и времени суток);
- использование датчиков присутствия людей в помещениях (особенно во вспомогательных, складских и т.п. помещениях);
- покраска стен и полов отражающей краской для более эффективного использования естественного освещения;
- утепление внешних стен и крыш зданий;
- ремонт и замена окон и дверей;
- использование датчиков температуры для автоматического регулирования потребления теплоэнергии;
- включение отопления на полную мощность в классах школ только в присутствии учеников;
- замена котлов бойлеров на более экономичные (при отсутствии центрального отопления);
- обеспечение выключения электроприборов из сети при их неиспользовании (вместо перевода в режим ожидания) и др.
При составлении учреждением Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - план) в нем должен приводиться перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической активности с отражением срока исполнения, планируемого объема затрат и планируемого результата их осуществления.
Размещение заказов с учетом требований энергетической эффективности
Статьей 26 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрена обязанность учреждений осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд (далее - Правила N 1221).
Этим документом определено, что требования энергетической эффективности устанавливаются Минэкономразвития в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению к этому постановлению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением бытовых энергопотребляющих устройств с наличием класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов);
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 4 Правил N 1221 требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, в процессе выполнения и оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
Кроме того, требованиями энергетической эффективности может устанавливаться запрет или ограничение на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатом которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
При этом требования энергетической эффективности, вводящие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме государственного или муниципального заказа на соответствующий вид товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.
Положения п. 5 ст. 26 Федерального закона N 261-ФЗ предписывают государственным или муниципальным заказчикам, органам, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Использование сэкономленных средств
Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 30.12.2010 N 02-03-06/5448, экономия средств, достигнутая за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований, снижения потребления, может быть использована государственным (муниципальным) учреждением с учетом особенностей финансового обеспечения этого учреждения.
Казенные учреждения. Статьей 217 БК РФ предусмотрена возможность уточнения лимитов бюджетных обязательств в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг, при условии что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10%.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" определено, что в 2013 году не допускается увеличение утвержденных в установленном порядке ЛБО по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году ЛБО, предусмотренных на иные цели. Однако данные положения не применяются, если иное установлено федеральными законами.
Как следует из п. 3 ст. 24 Федерального закона N 261-ФЗ, экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления ресурсов, используется согласно бюджетному законодательству РФ для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Таким образом, казенное учреждение вправе направлять сложившуюся экономию по оплате коммунальных услуг на другие расходы. Сделать это оно может после изменения в установленном порядке ЛБО, доведенных ему для оплаты потребляемых ресурсов на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением функций учреждения, в том числе на увеличение фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
Бюджетные и автономные учреждения. Финансовое обеспечение выполнения указанными учреждениями государственного (муниципального) задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ) осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета. Ее объем рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг.
Нормативные затраты на коммунальные услуги рассчитываются по видам энергетических ресурсов, в том числе исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения (Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденные Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29.10.2010 N 136н/526).
Направления использования бюджетными и автономными учреждениями средств субсидии указываются в плане, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с общими требованиями, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Порядок N 81н).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с Порядком N 81н в разрезе выплат, которые включают в том числе оплату коммунальных услуг, рассчитанных с учетом соответствующих нормативных затрат.
При достижении экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.
В этом случае бюджетному и автономному учреждению необходимо будет уточнить показатели плана. Уточненный план может утверждать руководитель бюджетного или автономного учреждения, если учредителем ему предоставлено такое право (п. 22 Порядка N 81н).
Если указанные учреждения не использовали в полном объеме средства субсидии, последние остаются в их распоряжении и направляются в следующем году на те же цели (п. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ*(2)).
Таким образом, бюджетные и автономные учреждения вправе сохранить в своем распоряжении средства, сэкономленные в результате осуществления ими мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, и направить указанную экономию на иные цели, в том числе на увеличение расходов по оплате труда в соответствии с требованиями п. 3 ст. 24 Федерального закона N 261-ФЗ.
Бухгалтерский учет
Приведем корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете отдельных операции, связанных с осуществлением расходов по реализации мероприятий сбережения энергоресурсов.
Пункты 137, 142 Инструкции N 183н*** | |||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Расходы по проведению обязательного энергетического обследования, ремонтных работ | |||||
1 401 20 225 1 109 хх 225 | 1 302 25 730 | 0 109 хх 225 | 0 302 25 730 | 0 109 хх 225 | 0 302 25 000 |
Расходы по приобретению энергосберегающих ламп | |||||
1 105 36 340 | 1 302 34 730 | 0 105 36 340 | 0 302 34 730 | 0 105 36 000 | 0 302 34 000 |
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. ** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. *** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. |
Меры ответственности
За нарушение требований Федерального закона N 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности ст. 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность, а именно:
- за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования на должностных лиц накладывается административный штраф в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 250 тыс. руб.;
- несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 тыс. руб.;
- несоблюдение требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
И. Зернова,
редактор журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"