Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности
01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-Ф3). Данный нормативный акт устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль, и механизм обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 79-ФЗ*(1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, подает представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Напомним, что Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.
Само по себе представление таких сведений дисциплинирует государственных служащих и работников и является действенной мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество (контроль за расходами).
В свою очередь, контроль над источниками средств возможен лишь при наличии определенной базы данных об имуществе. Поэтому на первом этапе реализации государственной антикоррупционной политики предусматривалась ответственность лишь за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 высказана идея о введении контроля за расходами определенных категорий лиц в тех случаях, когда расходы этих лиц по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) явно не соответствуют их доходам. В целях реализации данной идеи и принят Федеральный закон N 230-ФЗ.
Чьи расходы подлежат контролю?
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ контролю подлежат расходы лиц, замещающих следующие должности:
- государственные должности РФ, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;
- государственные должности субъектов РФ;
- муниципальные должности на постоянной основе;
- должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ;
- должности государственной гражданской службы субъектов РФ, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами;
- должности в государственных корпорациях, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
- должности в ПФР, ФСС, ФФОМС, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
- должности в иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
- отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для решения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
Кроме того, контролю подлежат расходы супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, указанных выше.
Контроль за расходами Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, определяемом Федеральным законом N 230-ФЗ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, нормативными правовыми актами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ).
Какие операции подлежат контролю?
В силу ст. 3 Федерального закона N 230-ФЗ указанные выше лица обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению:
- земельного участка, а также другого объекта недвижимости;
- транспортного средства;
- ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).
Необходимо отметить, что представлять сведения необходимо только в случае, если сумма сделки превышает общий доход контролируемого лица и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Порядок представления перечисленных сведений определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами ЦБ РФ, ПФР, ФСС, ФФОМС и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов.
Для справки. Согласно ст. 8 Федерального закона N 230-Ф3 сведения, представляемые лицами, расходы которых подлежат контролю, относятся к информации ограниченного доступа. Если Законом о государственной тайне*(2) такие сведения отнесены к составляющим государственную тайну, они подлежат защите в соответствии с требованиями данного закона. При этом лица, виновные в разглашении указанных сведений либо в их использовании в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность, установленную законодательством РФ. Также следует отметить: не допускается использование указанных сведений для установления либо определения платежеспособности лица, их представившего, а также платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений, религиозных и иных организаций либо в пользу физических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 230-ФЗ представленные сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход проверяемого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, ПФР, ФСС, ФФОМС, иных организаций, созданных РФ на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне и защите персональных данных.
Что включают в себя процедуры контроля?
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ контроль за расходами включает в себя:
1) истребование от контролируемого лица сведений:
- о его расходах, а также расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке;
- об источниках получения средств, за счет которых совершена такая сделка;
2) проверку достоверности и полноты представленных сведений;
3) определение соответствия расходов данного лица, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке их общему доходу.
Перечень органов, подразделений и должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам содержится в ст. 5 и 6 Федерального закона N 230-ФЗ. В силу ст. 10 Федерального закона N 230-ФЗ уполномоченные органы, подразделения и должностные лица обязаны:
1) осуществлять анализ поступающих в соответствии с Федеральным законом N 230-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера контролируемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
2) принимать сведения, представляемые контролируемым лицом в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 230-ФЗ;
3) при осуществлении контроля за расходами:
- истребовать от контролируемого лица сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ;
- проводить с контролируемым лицом беседу в случае поступления от него ходатайства.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 230-ФЗ при осуществлении контроля указанные органы вправе:
- проводить по своей инициативе беседу с контролируемым лицом;
- изучать поступившие от данного лица дополнительные материалы;
- получать от данного лица пояснения по представленным им сведениям и материалам;
- направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств. Необходимо отметить, что полномочия по направлению таких запросов определяются Президентом РФ. Руководители указанных органов и организаций, получившие запрос, обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и представить в установленном порядке запрашиваемую информацию;
- наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.
Обратите внимание! Невыполнение контролируемым лицом обязанностей, предусмотренных ст. 3 и 9 Федерального закона N 230-Ф3, является правонарушением и может повлечь освобождение лица от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение с государственной или муниципальной службы (ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона N 230-Ф3).
Каков порядок назначения и проведения проверки?
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что контролируемым лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:
- правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, ЦБ РФ, государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- Общественной палатой РФ;
- общероссийскими средствами массовой информации.
Необходимо отметить, что не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами контролируемых лиц, а также их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей информация анонимного характера (ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ).
О принятом решении об осуществлении контроля в обязательном порядке уведомляется:
- должностное лицо, определяемое Президентом РФ;
- руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо;
- высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо уполномоченное им должностное лицо;
- председатель ЦБ РФ либо уполномоченное им должностное лицо;
- руководитель государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС или иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов, либо уполномоченное им должностное лицо.
Решение об осуществлении контроля за расходами принимается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными актами ЦБ РФ, ПФР, ФСС, ФФОМС и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов.
Согласно с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ государственные органы, подразделения и лица, поименованные в ст. 6 Федерального закона N 230-ФЗ, не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами контролируемого лица, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны уведомить его в письменной форме о принятом решении и о необходимости представить сведения, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ. В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений.
Контроль может осуществляться уполномоченными органами, подразделениями или должностными лицами учреждения самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, о представлении имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего такие сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 230-ФЗ проверяемое лицо имеет право:
1) давать пояснения в письменной форме:
а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных п. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ;
б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных ст. 3 и п. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ, и по ее результатам;
в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка;
2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению. Необходимо отметить, что в случае обращения с ходатайством в течение семи рабочих дней со дня его поступления (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный с данным лицом) уполномоченные органы, подразделения, должностные лица проводят с проверяемым лицом беседу, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ).
Также следует отметить, что на период осуществления контроля за расходами лица, супруги (супруга) проверяемого лица и его несовершеннолетних детей лицо может быть в установленном порядке отстранено от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание (заработная плата) по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется.
Как оформляются результаты контроля?
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 230-ФЗ доклад о результатах контроля за расходами представляется органом, подразделением или должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами. Указанное лицо может предложить соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, на ее заседании. Кроме того, лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 230-ФЗ):
1) информирует в установленном порядке о результатах осуществления контроля за расходами соответственно Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителя федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), руководителей других государственных органов, Председателя ЦБ РФ, руководителя государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов, или организации, создаваемой для решения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
2) вносит в случае необходимости предложения о применении к такому лицу мер юридической ответственности и (или) направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Перечисленные руководители (которых информируют о результатах контроля) принимают решение о применении к контролируемому лицу мер юридической ответственности. При этом они вправе учесть рекомендации соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 230-ФЗ о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за расходами, должно быть проинформировано и проверяемое лицо. При информировании необходимо соблюдать законодательство о государственной тайне.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 230-ФЗ информация о результатах контроля с письменного согласия лица, принявшего решение об осуществлении контроля, направляется уполномоченными органами, подразделениями и должностными лицами в органы и организации (их должностным лицам), политическим партиям и общественным объединениям, в Общественную палату РФ и СМИ, которые предоставили информацию, явившуюся основанием для осуществления контроля за расходами. О том, что такая информация направлена в указанные органы и организации, уведомляется и проверяемое лицо.
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
*(2) Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"