Бухгалтерский учет: парадигма централизации
При планировании проектов по централизации бухгалтерского и управленческого учета в соответствии с концепцией "Электронного бюджета" самым сложным этапом является методологическая проработка. Кроме того, очень важно учитывать тренды федерального законодательства, которые уже в ближайшем будущем приведут к достижению новых важных эффектов от централизации бухгалтерского учета учреждений.
Задача организации бухгалтерского учета в единой информационной системе, когда централизуется учет в целой отрасли или даже во всех учреждениях региона, существенно отличается от известной и распространенной задачи организации централизованных бухгалтерий (ЦБ). Характерной особенностью ЦБ является передача полномочий по бухгалтерскому учету, а при централизации согласно концепции "Электронного бюджета" основной задачей является построение единой информационной системы, к которой подключаются сотни учреждений и централизованных бухгалтерий.
Дело за малым. Технологически красивую идею "поднятия" бухгалтерского учета с уровня учреждений в единую базу данных необходимо направить на достижение конкретных эффектов, значимых для руководителей учреждений, отраслевых ведомств и финансовых органов. Нужна новая парадигма централизации бухгалтерского учета, основанная на специальной методологии и современных технологиях.
При проработке методологии важно ориентироваться на ожидаемые изменения законодательства. В частности, в ближайшие годы планируются изменения таких важных классификаторов, влияющих на бухгалтерский учет, как ОКЕИ, ОКОФ, ОКИН, амортизационные группы и др. Декларируется необходимость сопоставимости ОКОФ и ОКПД, применение информации ЕГРП для принятия к учету нефинансовых активов. Указанные изменения призваны обеспечивать прослеживаемость и сопоставимость операций при планировании закупок и оценке эффективности использования имущества в деятельности учреждений.
Неизменным остается курс на повышение уровня финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетного учреждения одновременно с повышением квалификации учреждений. Степень самостоятельности напрямую зависит от методики формирования госзаданий и субсидий, в том числе - доли субсидий на "иные" цели. Самостоятельность бюджетных учреждений сегодня может ограничиваться учредителем путем согласования плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) и внесения в него изменений. Однако общий тренд направлен на снижение тотального контроля исполнения плана ФХД, за исключением "иных субсидий", а также на учет не только фактического, но и нормативного фонда оплаты труда.
Модель методологической проработки идеи централизации бухгалтерского учета учреждений, как правило, должна включать в себя целый ряд направлений. Рассмотрим важнейшие из них.
Выработка учетной политики
Трансформация традиционного способа ведения бухгалтерского учета в централизованный вариант должна приводить к реализации таких эффектов, как экономическая эффективность, а также повышение качества информации об объектах бухгалтерского учета: оперативное получение единой главной книги всех учреждений, прямое формирование отчетности из единой базы данных, интерактивный контроль и другие эффекты.
Учетная политика может быть ориентирована как на сохранение всех имеющихся полномочий, так и на создание единого оператора бухгалтерского учета (единой крупной ЦБ). Интересна также и новая альтернативная идея, когда на уровне учреждений остается только функция ввода и формирования первичных документов, а процедуры формирования хозяйственных операций выносятся в отдельную строго регламентированную автоматическую подсистему.
Рассмотрению для фиксации в итоговом документе подлежат следующие категории: план счетов, исчерпывающий перечень хозяйственных операций и правила их применения с привязкой к реестру первичных документов, бюджетная классификация, типовые операции, дополнительные учетные реквизиты, формы дополнительной отчетности. Все категории учета должны обязательно привязываться к отраслям и уровням бюджета, в том числе и полномочия регуляторов учета - они должны изначально делиться по территориальному и отраслевому признакам.
Отдельного внимания заслуживает практически каждый раздел учета и каждая выполняемая бухгалтером операция. Так, например, политика учета операций с нефинансовыми активами должна быть рассмотрена в связке с вопросами эффективности использования имущества и государственных закупок, а политика учета операций с финансовыми активами должна строиться с учетом санкционирования (контроля) операций со стороны казначейства.
Каждый из применяемых справочников и классификаторов должен быть переведен в централизованный режим применения, когда все учреждения пользуются единой нормативно-справочной информацией. Одна только задача по объединению перечня контрагентов и номенклатуры нефинансовых активов потребует огромных усилий на этапе внедрения системы, поэтому порядок поддержания этой информации в актуальном состоянии должен быть обязательно обозначен в учетной политике.
Оперативный обмен информацией - краеугольный камень концепции "Электронного бюджета" - должен быть сформулирован для таких сфер, как государственные закупки, исполнение бюджета, внутренний финансовый контроль и др. Немаловажное значение имеет вопрос взаимодействия со СМЭВ, а в перспективе - с федеральной системой "Электронный бюджет". Финансовые и казначейские органы должны получить возможность проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств по государственным контрактам, и последующего "электронного санкционирования".
Стандартизация и регламентация деятельности
В централизованной системе бухгалтерского учета очень важно выстроить единый и довольно строгий порядок работы всех сотрудников учреждений. Такая система требует и единого ритма работы, иначе будет нивелирован весь эффект от централизации. Новый порядок должен системно устанавливать недопустимость такой практики, как несвоевременная разноска входящих документов и внесение правки задним числом, а также минимизировать ошибки при формировании хозяйственных операций.
Внимание! Новейшая разработка компании "Кейсистемс" в области бухгалтерского учета - программный комплекс "Смета-СМАРТ" - это централизованная информационная система, обеспечивающая удаленное ведение бухгалтерского и управленческого учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях вне зависимости от их территориальной удаленности*(1).
Единая методология работы, реализованная на базе "Смета-СМАРТ", позволяет в реальном времени проводить анализ информации о финансово-хозяйственных операциях всей сети учреждений для оценки качества финансового менеджмента и принятия управленческих решений.
Правила должны быть зафиксированы в виде стандартов и регламентов работы сотрудников. Следующий этап развития в этом направлении - полное описание бизнес-процессов бухгалтерского учета и введение контрольных нормативов по их практическому выполнению.
Управленческий учет
Ключевым направлением совершенствования финансового менеджмента является интеграция бухгалтерского и управленческого учета с построением системы оценки качества работы учреждений в соответствии с положениями закона N 83-ФЗ.
Прежде всего необходимо провести анализ и оценку имеющейся практики управленческого учета и эффективности таких инструментов, как порядок определения расчетно-нормативных затрат, план финансово-хозяйственной деятельности, регламентированная и дополнительная отчетность. По результатам оценки необходимо выработать перечень аналитических показателей, сформулировать общий порядок осуществления управленческого учета и контроля. Здесь задача заключается в создании гибких финансовых инструментов для реализации своего рода бизнес-планов учреждений, которые не должны вносить необоснованные ограничения, а будут стимулировать учреждения на достижение конкретных результатов.
Контроль
При соответствующей методологической проработке централизованная система бухгалтерского учета обеспечит наилучшую практическую реализацию контроля со стороны учредителя и руководителя учреждения. Примерный перечень направлений контроля может включать следующие категории: контроль показателей государственных заданий, контроль в сфере государственных закупок, оценка состояния кредиторской задолженности, оценка целевого использования субсидий на иные цели, оценка эффективности использования государственного имущества и другие направления, связанные с соблюдением законодательства.
Важнейшим эффектом централизации является то, что указанный контроль будет максимально оперативным и достоверным. Многие параметры перейдут из стадии последующего контроля в режим санкционирования операций и самоконтроля со стороны главных бухгалтеров и руководителей учреждений.
Заключение
Методологическая проработка должна начинаться задолго до начала технологического этапа проекта по централизации бухгалтерского учета. В этом залог его успешной реализации, так как без методологии любая самая технологически совершенная информационная система не имеет смысла. С другой стороны, от выбора информационных технологий напрямую зависит качество практической реализации проекта. Компания "Кейсистемс" готова поделиться собственным опытом реализации таких проектов со всеми, кто в этом сегодня заинтересован.
С.Н. Сергеев,
заместитель генерального директора компании "Кейсистемс"
"Бюджетный учет", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью "Бухгалтерский учет и отчетность: автоматизация и централизация" в журнале "Бюджетный учет", N 11/2012, стр. 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100