Лишение потребителей источников жизнеобеспечения
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 77-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен статьёй 215.1. Позднее с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в диспозицию названной нормы были внесены существенные изменения.
Уголовная ответственность по ст. 215.1 УК наступает за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения. При этом законодатель при принятии уголовно-правовой нормы и впоследствии не дал легального толкования понятию "источник жизнеобеспечения". В нормативных правовых актах оно тоже не раскрывается.
В ст. 215.2 УК предусмотрена уголовная ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения. В её диспозиции законодатель частично даёт легальное толкование понятия "объект жизнеобеспечения". Очевидно, что понятия "источник" и "объект жизнеобеспечения" должны быть близки по своему содержанию. Общественные отношения в области охраны объектов жизнеобеспечения регламентированы на законодательном уровне*(1).
Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" на участковых уполномоченных возложена обязанность по постоянному мониторингу объектов, расположенных на административных участках, с разделением их на особо важные, важные и объекты жизнеобеспечения. Аналогичные требования к разделению объектов инфраструктуры указаны в п. 1 требований, утверждённых приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения". В п. 3 постановления пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" указывается на особую значимость объектов жизнеобеспечения. Понятие объекта жизнеобеспечения в некоторых случаях отождествляется с объектами коммунальной инфраструктуры, относящимися к системам жизнеобеспечения, под которыми, в частности, понимаются объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов (п. 6 ст. 129 Федерального закона 26 октября 2010 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Кроме того, в ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 27 июня 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" законодатель оперирует также понятием "система жизнеобеспечения", под которой понимается совокупность источников тепловой энергии и тепловых сетей. В п. 5.3 ГОСТ Р 52492-2005. "Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования", утверждённого и введённого в действие приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 529-ст под источником жизнеобеспечения понимаются материальные источники существования людей. Таким образом, оперируя понятиями "объект жизнеобеспечения", "источник жизнеобеспечения", законодатель непоследователен, а иногда и противоречив. При этом источники жизнеобеспечения, указанные в ст. 215.1 УК, являются производными не всех объектов жизнеобеспечения, указанных в ст. 215.2 УК.
Представляется, что под источниками жизнеобеспечения, указанными в диспозиции ст. 215.1 УК, необходимо понимать электрическую, тепловую энергию, газ и воду, используемые потребителями для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако, с принятием постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354), в целях унификации правовых норм целесообразно внести изменение в диспозицию ч. 1 ст. 215.1 УК и заменить понятие "источники жизнеобеспечения" на "коммунальные ресурсы". Коммунальными ресурсами, согласно постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, являются холодная вода, горячая вода, водоотведение, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
При характеристике деяния как признака объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 215.1 УК, законодатель оперирует понятиями "прекращение", "ограничение", "отключение". Необходимо особо отметить, что эти понятия также до недавнего времени не имели легального толкования. Статья 215.1 УК бланкетная, и для уяснения её сути необходимо обратиться к различным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в области энергоснабжения потребителей.
С принятием постановления Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 понятие "ограничение" изменилось. Так, согласно названному нормативному акту ограничение предоставления коммунальной услуги - это временное уменьшение объёма (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение графика предоставления коммунальной услуги в течение суток. Кроме этого, в указанном нормативном правовом акте закреплено понятие "приостановление" подачи коммунальных услуг, под которым следует понимать временное прекращение подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. Таким образом, временное прекращение подачи потребителям электрической, тепловой энергии, газа и воды нельзя квалифицировать по ст. 215.1 УК и при наступлении последствий, предусмотренных названной нормой.
Такое положение является спорным, так как временное прекращение подачи электрической энергии, например, в лечебные учреждения системы здравоохранения может привести к тяжким последствиям. Привлечение же виновных лиц (в этом случае - к уголовной ответственности по ст. 215.1 УК) будет следствием расширенного толкования уголовно-правовой нормы, что недопустимо. Поэтому необходимо внести изменения в постановление Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 и объединить понятия "ограничение" и "приостановление" подачи коммунальных ресурсов либо криминализировать приостановление подачи электрической энергии или других источников жизнеобеспечения.
Очевидно, что изменение параметров электрической энергии - один из способов лишения потребителей источников жизнеобеспечения. Аналогичные последствия происходят при изменении параметров природного газа (газовой смеси), воды или объёма тепловой энергии, подаваемой в систему теплоснабжения потребителей. Зачастую с началом отопительного сезона энергоснабжающие организации в нарушение решения органа местного самоуправления о начале теплоснабжения потребителей не осуществляют подачу тепловой энергии жителям муниципального образования. Законодатель в ст. 215.1 УК установил уголовную ответственность за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо за отключение от других источников жизнеобеспечения. Таким образом, за ограничение подачи других источников жизнеобеспечения уголовная ответственность по ст. 215.1 УК наступать не может. Это положение весьма непоследовательно и спорно. Ограничение подачи других источников жизнеобеспечения (газ, тепловая энергия, вода) при наступлении последствий, указанных в диспозиции ст. 215.1 УК, также представляет общественную опасность и способно весьма негативно сказаться на охраняемых законом интересах общества и личности. Согласно действующей редакции уголовная ответственность по ст. 215.1 УК за названные деяния при наступлении последствий, указанных в диспозиции анализируемой нормы, наступить не может. Поэтому целесообразно с учётом предложенных изменений диспозицию ст. 215.1 УК расширить указанием на такие действия, как изменение показателей качества, предъявляемых к коммунальным ресурсам, ограничение подачи коммунальных ресурсов, а равно неисполнение обязанностей по снабжению потребителей коммунальными ресурсами.
Тогда, с учётом сказанного, ч. 1 ст. 215.1 УК целесообразно изложить, например, в такой редакции: "Незаконное прекращение (отключение), ограничение либо преднамеренное снижение показателей качества, а равно неисполнение обязанностей по снабжению потребителей названными коммунальными ресурсами, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия...".
Е. Хромов,
помощник прокурора Ленинского района г. Иванова,
кандидат технических наук
"Законность", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Фалилеев А.В. Правоприменительная практика по уголовным делам о незаконном прекращении или ограничении подачи электроэнергии (ст. 215.1 УК РФ). - Вестник ЧитГУ, 2008, N 2 (47), с. 80-84; Погосова З.М. Уголовно-правовая охрана потребительского рынка электрической энергии. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.